Образование » Экспериментальное исследование проблемы формирования знаний о величине предметов у детей среднего дошкольного возраста

Экспериментальное исследование проблемы формирования знаний о величине предметов у детей среднего дошкольного возраста

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется прежде всего бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.

Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделирования на электронно-вычислительных машинах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду направлено прежде всего на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение начальной математики. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математике в школе и детском саду.

Естественно, что основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений.

Многочисленными исследованиями (А.М. Леушина, НА. Менчинская, Г.С. Костюк и др.) доказано, что возрастные возможности детей дошкольного возраста позволяют формировать у них научные, хотя и элементарные, начальные математические знания. При этом подчеркивается, что в соответствии с возрастом ребенка необходимо подбирать и формы, и способ обучения. В связи с этим на конкретных возрастных этапах создаются наиболее благоприятные условия формирования определенных знаний и умений.

Средний дошкольный возраст является сензитивным для развития у ребенка представлений о величине предметов, так как на данной этапе у дошкольника происходит активное формирование наглядно-образного мышления, появляются задатки словесно-логического.

Анализ научных исследований педагогического опыта (А.М. Леушина, Н.И. Непомнящая, А.А. Столяр и др.) убеждает в том, что рационально организованное обучение дошкольников формированию понятий о величине предметов обеспечивает общее умственное развитие детей. Дошкольников учат сравнивать предметы по величине (размеру) и результаты сравнения обозначать соответствующими словами-понятиями (больше – меньше, узкий – широкий и др.), строить ряды предметов по их размеру в порядке увеличения или уменьшения (большой, маленький, еще меньше, самый маленький).

Однако для того, чтобы ребенок усвоил эти понятия, необходимо сформировать у него конкретные представления, научить его сравнивать предметы между собой сначала непосредственно, накладыванием, а потом опосредованно – с помощью измерения.

Исходя из актуальности, недостаточной изученности данной темы, в качестве проблемы

нашего исследования мы предлагаем рассмотреть зависимость развития представлений у ребенка о величине предметов и методами организации обучения.

Объект исследования

– математическое развитие детей дошкольного возраста.

Предмет исследования

– процесс формирования знаний о величине предметов у детей ср. дошкольного возраста.

Цель исследования

– изучить особенности формирования представлений о величине предметов у ребенка среднего дошкольного возраста.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:

1. Анализ психолого-педагогических исследований по формированию знаний о величине детей дошкольного возраста.

2. Выявление особенностей формирования знаний о величине предметов у детей среднего дошкольного возраста.

3. Изучение уровня сформированности знаний о величине предметов у дошкольников средней группы ДОУ.

4. Организация процесса формирования знаний о величине у дошкольников среднего возраста.

5. Изучение динамики знаний о величине у среднего возраста.

Гипотеза

– формирование знаний у ребенка о величине будет успешным, если:

– будет правильно организовано сенсорное воспитание детей среднего дошкольного возраста;

– в качестве средства формирования представлений о величине предметов будет использован спец. дидактический материал.

Теоретической базой

нашего исследования стали труды А.М. Леушиной, Н.И. Непомнящей, А.А. Столяр, Н.А. Менчинской, Г.С. Костюк, Е.И. Щербаковой и др.

Методы исследования

: анализ психолого-педагогической литературы, беседа, эксперимент, наблюдение.

База исследования

– ДОУ №110.

Похожие публикации:

Учебный мозговой штурм
Решение творческой задачи организую на уроке в форме учебного мозгового штурма. Развитие творческого стиля мышления - вот его основная цель. Перечислю дидактические ценности УМШ: - это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы: - учащиеся тренируют умение кр ...

Великие педагоги прошлого
Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, великим учителем китайцы называли Конфуция (VI - V вв. до н. э). В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: "эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?" - обращается к нему у ...

Психолого-педагогические основы экологического образования детей дошкольного возраста
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru