Эстетическое воспитание школьников есть процесс, совершающейся под влиянием искусства и самых различных жизненных отношений и воздействий. Совсем маленькие дети, не говоря уже о младших школьников, высказывают свои эстетические суждения о вещах и явлений, испытывают эстетические чувства. Следовательно организуя педагогический процесс, надо заботится не об отдельных мероприятиях эстетического характера, а прежде всего о такой системы воздействия, которая охватывала бы в целом всю жизнь ребенка.
Как же представить себе реально существующий процесс начало формирования эстетического отношения к действительность у детей?
Эстетическое отношение, как явление общественное возникает у ребенка самым ранним возрасте вместе в первыми крупицами социального опыта, в процессе удовлетворения материальных духовных потребностей и проявляется на первых стадиях как сопутствующие переживание в виде радости или огорчения.
Уже в раннем детстве ребенок знакомится с явлениями гармонии в жизни.
Взаимодействуя с внешним миром - определенными людьми, вещами, линиями, звуками, красками, ребенок обеспечивает основу зарождающейся духовной эстетической жизни. Все это можно назвать постепенно складывающейся первоосновой развития эстетического отношения к действительности. На самом ранним этапе развития ребенка осуществляется главным образом личным освоение окружающего мира.
Формирование эстетического отношения к действительности у детей продолжается и в школе. Духовный мир младшего школьника теперь планомерно обогащается эстетическими представлениями в результате его практического участия в различных видах деятельности: учебный, трудовой, общественно полезный, художественной. Формирование идеально – эмоционального эстетического отношения к действительности в ходе учебного процесса достигается прежде всего за счет раскрытия эстетического в содержании самого учебного материала. Показ эстетической сущности предмета – такая же важная и необходимая задача учителя, как и выявление его научной сущности.
Большую эстетическую радость детям школьного возраста, особенно младшего и среднего, доставляет четко огранизованное и успешно выполниная учебная работа. Следующим существенным источником эстетического развития дитей является их общественно полезный производительный труд.
Производительный труд явился для человека основой возникновения эстетического отношения к действительность для детей их собственная трудовая деятельность так же является важным источником эстетического развития. Но условно выделенной нами второй стадии формирование эстетического отношения к действительности у детей происходит весьма интенсивный процесс внутреннего собирания и осознания красоты, особенно в связи с личным трудом. Именно в процессе труда и создается возможность реального осознания ребенка творимой и созерцаемой красоты.
Очень большие эстетические развивающие возможности, позволяющее накапливать положительный опыт эстетического отношения к действительности, имеет индивидуальное творчество в процессе выполнения дела по « законом красоты », а так же эстетическое оформление непосредственных результатов труда.
Хорошие результаты в работе способствуют закреплению навыков и рождению эмоционального переживания позволяют ребенку самому оценить себя с точки зрения эстетики. Общественное же одобрение и призвание еще более закрепляет представление ребенка о человеческой красоте рожденной трудом.
В ходе общественной жизни и под ее непосредственным воздействием у детей очень раннего возраста формируется нравственно эстетический идеал. Этот идеал, в связи с развитием самого ребенка и усложнения общественных отношений, в которые он выступает, находится в состоянии постоянного развития и изменения.
Для детей младшего школьного возраста, которым свойственно образное мышление, нравственные и эстетические представления определяются конкретный жизненной и игровой ситуацией.
Формирование эстетического отношения к действительно не может протекать успешно без ознакомления детей с определенными произведениями искусства. Если дошкольник и младший школьник с помощью произведения искусства удовлетворяет свое стремление к расширению жизненного опыта и утрачивает интерес к нему, исчерпав для себя его познавательные возможности, то старший подросток уже начинает рассматривать произведение искусства как некое обобщение. Ему близки и доступны произведения, которые хоть в какой степени обобщает то, что непосредственно пережил он сам. Вот почему ему более близки задумчивая лирика, объясняющая мир его собственных переживаний, музыка, помогающая выразить себя в пении или в танце, кино не посредственно раскрывающие проблемы жизни и поведения.
Понятие близорукость, виды и особенности проявления
Близорукость - нарушение зрения, при котором рассматриваемые предметы хорошо видны только на близком расстоянии. У новорожденных глаза, как правило, дальнозоркие. По мере роста ребенка размер его глазного яблока увеличивается и к 9—12 годам глаз приобретает строго сферическую форму. Однако иногда г ...
Особенности образовательных услуг
Процесс реформирования образовательной сферы происходит сразу по нескольким направлениям, в т.ч.: - реформа общеобразовательной школы, включающая введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственной итоговой аттестации (ГИА), а также перевод школ на нормативно-подушевое финансирование ...
Основные формы религиозного воспитания осужденных
Настоящий Исправительно-трудовой Кодекс Украины уточнил понимание форм организации воспитательной работы, строго ограничив их перечень индивидуальными, групповыми и массовыми. Закон не конкретизирует формы организации воспитательной работы, набор которых весьма широк. Из них наибольшее распростране ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.