В связи с поставленной проблемой важно понять, как следует «обучать здоровью» ребенка. Обучение школьников в форме традиционного просвещения (информирование о негативных тенденциях в здоровье, вреде курения, алкоголя и др.) не приводит к радикальному улучшению их образа жизни. Соответственно встает задача поиска такого педагогического подхода, который способен обеспечить создание у обучающегося ответственного отношения к своему организму, психике и половому статусу, формирование научного понимания сущности здорового образа жизни.
Для воспитания этих базисных черт личности необходима система знаний, умений, навыков, система человеческих отношений к миру, то есть необходима программа, включающая следующие условия:
– необходима технология развития ребенка как субъекта деятельности
– создание необходимой развивающей среды, обеспечивающей широкое практикование самостоятельных действий детей
– усиление субъективной позиции детей, то есть создание условий для самореализации и самоутверждения в совместной деятельности в образовательном учреждении с педагогами, родителями, детьми
– обучающая роль взрослого в познании ребенком себя и своего здоровья.
Процесс формирования здоровья человека на основе удовлетворения его доминирующих потребностей можно представить в виде следующих этапов:
1й этап – младенческий и предшкольный возраст (от рождения до 3 ъх лет)
2й этап – дошкольный и младший школьный возраст (3–10 лет)
3й этап – подростковый возраст (10–15 лет)
4й этап – юный и зрелый возраст (15 лет и старше).
В подростковом возрасте доминирующее значение имеют потребности в свободе и актуализируются идеальные потребности в самопознании и поиске смысла жизни. Средствами удовлетворения идеальных потребностей должны стать 1) различные виды продуктивной творческой деятельности, связанные с укреплением здоровья, регуляцией психики, формированием сексуальности; 2) общение со сверстниками; 3) различного рода испытания и тестирования, позволяющие подростку провести самоанализ и самооценку, определить свою «уникальность»; 4) смыслотворческие акты, направленные на понимание им сущности отдельных аспектов здоровья и самой жизни. Важно подчеркнуть, что процесс формирования здоровья в этом возрасте будет проходить только в том случае, если все указанные выше процессы станут осуществляться у подростка на основе свободного выбора им средств удовлетворения своих потребностей.
С целью формирования ценностного отношения к собственному здоровью, потребности в здоровом образе жизни в 2011–2012 учебном году в 8 классе были проведены классные часы, беседы, просмотры тематических фильмов и т.д.
Условно можно выделить два этапа в организации работы воспитателя по формированию у воспитанников желания вести здоровый образ жизни.
В ходе первого этапа с условным названием «Как много интересного в мире здоровья человека!» в классе был создан «Центр физкультуры и здоровья», где сосредоточены дидактические пособия, схемы, графики, модели, разработаны дневники здоровья, «копилки» здоровья. Кроме того проведены тематические классные часы «Здоровье – главное богатство», «Спорт = наш друг», «В здоровом теле – здоровый дух», «Спорт в нашей семье», «Режим питания нарушать нельзя», «Закаливание организма», «Привычки», состоялась беседа «Что нужно есть, чтобы быть сильнее», «Профилактика травматизма», воспитанники также приняли участие в викторине «Азбука здоровья».
Необходимо отметить, что при проведении данных мероприятий нам было важно, прежде всего, познакомить воспитанников с такими ключевыми понятиями как «здоровье» и «здоровый образ жизни».
Наиболее всеобъемлющей, на наш взгляд, является формулировка, разработанная Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, эмоционального благополучия».
Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, направленная на рациональное удовлетворение врожденных биологических (пищевая, двигательная, познавательная и др.) и социальных (дом, работа, семья и др.) потребностей. Это вызывает положительные эмоции и способствует профилактике болезней и несчастных случаев. То есть здоровый образ жизни – поведение, направленное на достижение полного физического, психологического и социального благополучия.
Здоровый образ жизни формирует образ жизни – все его стороны и проявления, позитивно влияющие на здоровье. Следовательно, нет такого вида, способа активности, деятельности, которые бы в своих положительных проявлениях не формировали здоровый образ жизни. Значит, в деятельности по охране и улучшению здоровья человека, в гигиеническом воспитании нужно учитывать многообразие воздействий, условий и факторов, определяющих характер и уровень его здоровья.
В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Я.А. Каменский о
педагогическом мастерстве учителя
В самом начале XVII в. сформулированы обширные и четкие требования к учителю, которые не устарели по сей день. Я.А. Каменский считал, что главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием, и другими качествами стать образцом для по ...
Анализ программ по организации нравственного воспитания и формированию
культуры поведения
Анализируя комплексные развивающие программы, принятые современной практикой образования можно сделать вывод, что раздел «Нравственное воспитание» декларативно выделен лишь в традиционной «Программе обучения и воспитания», где так же спроецирован на раздел «Музыкальное воспитание», сюжетно-ролевую ...
Коррекция программы по трудовому обучению
Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач: - воспитание положительных качеств личности (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе); - сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие са ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.