Образование » Система занятий по ознакомлению школьников с декоративно-прикладным искусством Дагестана » Художественно-педагогический потенциал произведений народного декоративно-прикладного искусства

Художественно-педагогический потенциал произведений народного декоративно-прикладного искусства

Страница 1

Нынешний исторический период развития общества характеризуется интенсивно возросшим интересом народов к своему историческому и эстетическому наследию. В этой тенденции находят гармоничное слияние общечеловеческого и культурного наследия, плодотворное использование национального художественного опыта и системы эстетических и дидактических критериев школьной практике преподавания дисциплин эстетического цикла.

Крайне важно при этом наиболее плодотворно использовать на современном уровне исторически сложившийся опыт обучающего потенциала традиционной народной педагогики. Здесь необходимо делать попытку изучить основы народного педагогического опыта, систематизировать, обобщить и плодотворно использовать традиционно сложившийся в конкретных исторических и культурных регионах навыки передачи традиционных художественных традиций, критериев и методов в соответствии с требованиями современной школьной методики.

Народная педагогика за тысячелетнюю практику накопила немалый и весьма плодотворный потенциал максимально глубокого ознакомления учащихся с исторически сложившимися методами нравственного воспитания и общеэстетического образования с учетом регионально- этнических особенностей.

Многолетние наблюдения наиболее прогрессивных педагогов показывают, что только те преподаватели, дидактическая система которых базируется на исконно народных средствах, формах, методах и приемах семейного, школьного и традиционно-общественного воспитания могут и способны добиться оптимальных результатов в своей обучающей практике. При этом преподаватель должен умело и плодотворно сочетать теоретический опыт его гуманитарного образования и конкретный региональный эстетический багаж, присущий каждому учащемуся.

Прогрессивные педагогические и воспитательные идеи и методики, а также культурно- эстетический опыт как региона, так и данного конкретного народа позволяют преподавателю найти гармонию сугубо научного и спонтанно- традиционного начала в воспитательном и обучающем процессе.

Опыт каждого конкретного народа изначально тесно связан с передачей нравственного и художественно- эстетического опыта от старшего поколения к младшему. Начальным этапом является, особенно для национальных регионов, - семейное воспитание и, в конкретных случаях, обучение. Далее ребенок обязательно поступает в общеобразовательное (или специальное) учебное заведение- школу, училище и т.д. На этом этапе и раскрывается потенциал, заложенный в национальных культурных традициях семьи.

Возрождение традиционного авторитета и высокого статуса семейного начала, столь характерного для Республики Дагестан, имеет в своей основе тщательно оценочное отношение представителей старшего поколения к младшему, творческое переосмысление и оптимальное использование традиционных и как показала многовековая историческая практика- весьма плодотворных методов нравственного и эстетического воспитания.

Оптимальными методами плодотворной пропаганды исторически сложившейся народной педагогики должны послужить, по нашему мнению, такие методы педагогического воздействия, как «родительские университеты», общественные собрания, сельские сходы и, - характерно для условий Республики Дагестан - годеканы. Здесь на основе эмпирически выверенного опыта старейшин-аксакалов и кристаллизуется оптимальный опыт семейного, нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения, причем со строгой дифференциацией по половому признаку и конкретной узкорегиональной специфике. Так, мальчики должны заниматься более «нагрузочными» в физическом отношении ремеслами- землепашество, выпас скота, традиционными семейными ремеслами, требующими значительных физических усилий. Девочки, в свою очередь, обладают более тонким восприятием бытовых ценностей. Нельзя не отметить присущие исконно женской психологии такие качества как тщательность (что сказывается, в частности, в ковроделии, вышивке, гончарном искусстве и др.)

Плодотворное сотрудничество педагогов, учителей-предметников, родителей, представителей более старшего поколения и сверстников совместно- совокупный поиск оптимальных, т. е. наиболее плодотворных методов, способов и конкретных форм воспитания и обучения в заданных условиях непосредственной жизнедеятельности детей, базирование на изначально здоровом общественном мнении, на здоровом смысле народной педагогики помогут возродить еще не до конца утерянные традиции предшествующих поколений.

В специфических условиях школьной практики в Республике Дагестан необходимо тщательно учитывать локальные особенности конкретных народи художественных промыслов и декоративно- прикладных ремесел.

Уроки изобразительного и декоративно- прикладного искусства должны, нашему глубокому убеждению, стать основополагающим фактором развития творческих и, в частности, художественно- изобразительных способностей каждого ребенка на базе оптимального использования обучающего потенциал региональных народных художественных промыслов. Следовательно, преподаватель дисциплин эстетического цикла должен максимально плодотворно использовать весь потенциал этических и эстетических народных традиций, а также, естественно, местных локальных художественных промыслов. Особенно внимательно должны отнестись к этому постулату преподаватели дисциплин эстетического цикла столь специфических и многообразных в культурно- историческом отношении регионов как Республика Дагестан.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru