Успех любой деятельности, в том числе учебной, обеспечивается за счет активности личности и ее оптимального психического состояния. Учебная деятельность – это мотивированная активность обучающихся для достижения целей учения. Своеобразие учебной деятельности заключается в том, что в процессе ее осуществления человек не только усваивает знания, но и формируется как личность. Учебная деятельность студентов высших учебных заведений отличается профессиональной направленностью, что связано с усилением роли профессиональных мотивов самообразования и самовоспитания. С точки зрения Н.М. Пейсахова, учебная деятельность рассматривается как сложная динамическая система, определяемая уровнями отношений, поведения, познавательной деятельности, психических состояний и физиологического обеспечения (функциональных состояний). Все эти уровни взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому нарушение, сбой в одном звене учебной деятельности приводит к нарушению и снижению эффективности работы всей системы в целом .
В структуре учебной деятельности выделяется уровень отношений между студентом и преподавателем, между студентом и его сокурсниками. При единстве целей у преподавателя и студента общение между ними будет творческим содружеством. Если активная личность (преподаватель) при общении со студентом ставит цель передать знания, а пассивная личность (студент) рассматривает общение как средство получения оценки, зачета, то отношения между ними будут на уровне управления. Если во взаимодействии активная личность (студент или преподаватель) рассматривает общение с пассивной как средство получения чего-либо, а пассивная при этом ставит цель, то общение между ними будет на уровне обслуживания (пассивная личность обслуживает активную). Уровень отношений между преподавателем и студентом влияет на поведение последнего, на его познавательную деятельность, на психическое состояние, а через него и на его функциональное состояние.
Отношения, возникающие в учебном процессе при общении между преподавателем и студентом, студенческой группой, безусловно, оказывают большое влияние на все уровни учебной деятельности, на формирование и становление личности, индивидуальности студента. При этом только тогда, когда каждый из общающихся понимает другого и принимает его таким, каков он есть, отношения будут способствовать развитию творческих способностей студента, становлению его индивидуальности.
На первом курсе перед преподавателем стоит нелегкая задача - построить учебный и воспитательный процесс, ориентируясь на разные возможности, разные индивидуальные качества студентов. Преподаватель в начале года не знает этих индивидуальных особенностей студентов. Затрудняет это познание и то, что на первом курсе группы студентов довольно большие и ориентировка кураторов в их возможностях и способностях обычно идет довольно медленно - по мере выполнения студентами контрольных заданий, выступлений на семинарах и т.д., поэтому только к концу года преподаватель может составить какое-то представление о мотивах студентов. Ускорить это познание призван индивидуальный подход. Уже в самом начале учебного года среди студентов целесообразно провести соответствующие психологические тесты, опросники, анкеты. С помощью соответствующих методик можно получить информацию о мотивах деятельности студентов, особенностях их направленности, а также выделить категории лиц, которым учиться неинтересно и которым учиться очень хочется, хотя и трудно. Конечно, такая экспресс-информация должна непрерывно дополняться, уточняться и конкретизироваться на протяжении учебного года. В целях выявления личностных особенностей студентов и ускорения их адаптации в своей студенческой группе полезно проведение социально-психологического тренинга.
Проблемное обучение на уроках биологии как основа процесса,
развивающего потребность и умение учиться
Наверное, каждый учитель, приходя на урок, хочет, чтобы его ученики стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали, т. е. имели сформированные познавательные потребности. Почему-то большинство педагогов считает, что эти потребности должны образоваться в ...
Анализ практики организации музыкально-драматической деятельности учащихся
1-х классов
В целях определения степени подготовленности детей шестилетнего возраста (1 класс) к творческой музыкально-игровой деятельности, были проведены контрольные срезы в первых классах общеобразовательной школы №З г. Энергодара Запорожской области (всего охвачено 92 человека) с учетом ряда общих и специа ...
Резюме
Приведенная выше характеристика детей 6-8 лет, а также раскрытие применения игрового метода и различных музыкальных игр позволяют предположить возможным использование специально подобранных музыкальных игр для воспитания выразительности юных гимнасток. Исходя из вышеизложенного, можно заключить, чт ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.