Образование » Личностно-ориентированное обучение истории в школе » Личностный подход в историческом образовании

Личностный подход в историческом образовании

Страница 2

– решение нравственных проблем на базе исторических материалов;

– установление исторических параллелей (обсуждение проблем в группах);

– разыгрывание оценок;

– ролевые игры;

– театрализованное представление;

– деловые игры;

– сопоставление различных точек зрения на события;

– изучение дополнительной литературы.

Сегодня важно отказаться от излишне политизированной части истории. Когда на уроке в основном излагаются факты, а аналитической информации мало, тогда активизируется мыслительная деятельность учащихся, приводится в действие их творческий потенциал.

Анкетирование учеников выпускного класса показало, что эти формы работы ими особенно ценились, так как давали возможность каждому высказать собственное мнение при обсуждении проблемы в небольшой группе, учили слушать и понимать мысль товарищей, защищать свою точку зрения в споре с другими учащимися.

В процессе изучения истории важно привить школьникам вкус к рассуждениям, анализу явлений, поиску объяснений тех или иных процессов. В этой связи представляется неоправданным все более широкое использование тестов, которые подменяют живой процесс познания истории формализованными упражнениями.

Какова технология реализации принятых положений на практике? Очень часто материал дорабатывается учащимися дома. Вот почему более приемлема следующая технология в преподавании истории. Опрос в том виде, в каком он _сторствует в комбинированном уроке, отсутствует. В начале урока следует небольшая вводная беседа – разминка типа «Какую историю мы изучаем? О чем она? Какую тему сейчас проходим?». Затем – краткая установочная беседа и задание для самостоятельной работы на уроке. Детей необходимо настроить изучать новый материал на уроке, а не дома. Работу следует организовать так, чтобы прием информации (так можно назвать первый этап урока, будь то самостоятельная работа с учебником, документами или рассказ учителя) был бы меньшим по времени. Второй этап, состоящий из анализа, обсуждения материала, высказывания точек зрения учениками и их обоснования, делают продолжительным с тем, чтобы вовлечь большее количество учащихся в обсуждение и совместную мыслительность. Учащимся самим приходится анализировать, сравнивать, давать оценки тем или иным событиям или личностям, искать свою позицию и отстаивать ее. Делать это довольно трудно. Но из урока в урок, от темы к теме, из года в год они овладевают этими умениями. Главное внимание при ответах учеников учитель должен уделять не «правильности» позиции ученика, а ее аргументированности. Ученики должны научиться откровенно и аргументировано высказывать свою точку зрения. Главное – научить мыслить самостоятельно, критически свободно, творчески, иметь «свое лицо».

Большую роль в личностно-ориентированном обучении учащихся играет методика сотрудничества и сотворчества с учениками, нацеленная не на создание новых форм обучения, а на более полное и качественное использование уже существующих. Данная методика предназначена для работы в 9–11 классах, где, как известно, работа учителя сопряжена с наибольшим количеством трудностей. Для этой возрастной группы необходимо использовать, кроме уроков-зачетов, уроки сотрудничества и сотворчества, уроки-лекции, уроки-семинары, уроки – пресс-конференции, уроки-диспуты и др. Использования уроков-лекций и уроков-семинаров помогает осуществить преемственность форм и методов обучения в школе, вузе, готовит школьников к новой ступени освоения знаний.

Одним из методов сотрудничества и сотворчества учителей с учениками является анкетирование-тестирование учащихся с целью выявления их мнений об уроке истории вообще и об отдельных его этапах.

Важно также привить ученикам умение рецензировать ответ сотоварища. Это еще одна возможность лучше узнать предмет. Кроме этого, рецензирование помогает ребятам доказывать свою правоту, отстаивать собственную точку зрения, что отнюдь немаловажно для становления личности.

Как показывает практика преподавания, главным источником информации выступает учитель, который знакомит школьников со своей интерпретацией истории. Между тем, исходя из объективных тенденций развития общества, наиболее значимой должна стать организация самостоятельной работы учащихся с историческим источником, что позволит им создать собственную версию истории.

В качестве одного из средств, помогающего «оживить» общение ребят с историей, увлечь и заинтересовать весь класс в целом и каждого ученика в отдельности может выступать использование системы познавательно-развивающих вопросов.

Составлять эти вопросы следует таким образом, чтобы, во-первых, их с нетерпением ждали ученики, во-вторых, не ответить на некоторые совсем было бы просто невозможно, и наконец, в третьих, даже неправильный, неточный ответ не понижал, а напротив, повышал познавательную активность ученика.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Теоретические основы эстетического воспитания школьников в воспитательной работе
Эстетическое воспитания включает в себя довольно обширный круг вопросов, начиная с глубоко теоретических и кончая бытовыми ( явление моды, тот или иной тип развлекательной музыки), но не смотря на значительное развитие, все они тесно связаны между собой. Под эстетическом воспитанием обычно понимает ...

Организация учебного процесса при компетентностном подходе
При формировании компетентностей учащихся учебные занятия планируются так, чтобы они способствовали приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. С ...

Проблема формирования профессионального интереса у учащихся средних профессиональных учебных заведений
Проблема интереса в обучении не нова. Педагогическая действительность свидетельствует о том, что это – не дань моде, не увлечение времени, а жизненно важная, имеющая объективную сущностную основу проблема. В самых разнообразных её трактовках в классической педагогике главную функцию интереса часто ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru