Образование » Развитие музыкальных способностей младших школьников » Психолого-педагогический аспект проблемы музыкальных способностей

Психолого-педагогический аспект проблемы музыкальных способностей

Страница 4

Педагогу-музыканту необходимо учитывать своеобразие позиции школьника на той или иной ступени обучения и как бы предвосхищать её появление. Иначе можно не только "не успеть" за развитием учащегося, но невольно затормозить его естественное продвижение по этому пути. Все-таки репертуар программы следует по принципу опережения способностей ученика, не следует забывать этого.

Отмеченные выше черты художественно-коммуникативной эволюции позволяют понять личностную природу музыкальных способностей.

Вовсе не любой факт расширяющейся практики общения школьника с музыкой свидетельствует о появлении нового свойства в развитии его способностей. Только появление принципиально нового качества в отношении личности к музыке знаменует собой момент перехода способностей на другой уровень. Иногда школьник может в течение многих лет находиться в пределах одной и той же, порой весьма скромной меры развития своих способностей…

Итак, позиция, которую занимает юная личность в музыкальном общении, обуславливает индивидуальный способ организации и регуляции музыкальной деятельности. Развитие способностей – это процесс непрерывный. Он захватывает все этапы музыкального развития школьника и, следовательно, все возрастные ступени его роста.

Любая личность обладает различными по своей сути общественно значимыми свойствами. Музыкально одаренным, талантливым мы считаем человека, который обладает комплексом высших по своей общественной значимости свойств музыкально-психологического порядка.

Это значит, что в своих суждениях о музыкальности иной личности мы исходим, во-первых, из исторического сопоставления комплекса музыкальных свойств (музыкальность современного учащегося, очевидно, иная, чем у человека XIX века: она не хуже и не лучше, она другая); во-вторых – из сравнения масштаба музыкально-психологических свойств сегодняшнего школьника с широким кругом современных музыкантов, обладающих различным уровнем творческих достижений.

Формирование и развитие музыкального мышления.

В музыковедческих работах выделяются два основных компонента музыкального мышления: репродуктивный, связанный с восприятием и анализом существующей музыки, и репродуктивный, лежащий в основе сочинения, создания новой музыки.

Восприятие и анализ музыки - наиболее всеобъемлющая музыкальная деятельность. Она важна и как самостоятельная деятельность слушания и постижения музыки, и как составная часть любого вида музицирования. В связи с этим, естественно, ей принадлежит ведущая роль в музыкальном воспитании.

Музыкальное восприятие - сложный эмоциональный сенсорно-интеллектуальный процесс познания и оценки музыкального произведения. Особую роль в разработке психологических основ современной теории музыкального восприятия сыграла книга Б.М. Теплова "Психология музыкальных способностей", в которой утверждается понимание музыкального слуха как интонационно-образного, выразительного, направленного, прежде всего на содержательную, смысловую сторону музыки.

Музыкальное "восприятие направлено на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический, художественный феномен". Оно определяется системой детерминант - музыкальным произведением, общим историческим, жизненным, жанрово - коммуникативным контекстом, внешними и внутренними личностными условиями. Музыкальное восприятие, как говорил Б.В. Асафьев, вторично организованное (композитором) движение. Это организация связана с музыкальным и жизненным опытом индивида.

Большое достоинство "Программы" Д.Б. Кабалевского заключается в том, что она с первых шагов ориентирует школьников на осмысление интонационно-пластических итогов музыки, на "музыку как живое искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы".

Страницы: 1 2 3 4 

Похожие публикации:

Особенности психического развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка
Дети, воспитывающиеся в Домах ребенка, уже на начальных этапах развития отстают от сверстников, живущих в семье. Для детей раннего возраста наиболее характерным является преобладание расстройств эмоционально-волевой сферы, а также неравномерность отставания интеллектуального развития с преимуществе ...

Методика и результаты формирования музыкально-игровых навыков учащихся 1-х классов в процессе внеклассной художественно-творческой деятельности
Второй методический вариант. Особенностью второго методического варианта является взаимосвязь уроков музыки и внеклассной художественно- творческой деятельности учащихся в форме музыкально-театрального кружка. Работа кружка была тесно связана с уроками музыки и имела своей конкретной целью постанов ...

Методы и приёмы воспитания навыков чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью
Обучение чтению учащихся младших классов вспомогательной школы является наиболее трудным разделом обучения русскому языку. Порядок изучения звуков и букв, слоговых структур определяется данными фонетики в современном её развитии. Но специфические особенности развития умственно отсталых школьников в ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru