Образование » Развитие музыкальных способностей младших школьников » Психолого-педагогический аспект проблемы музыкальных способностей

Психолого-педагогический аспект проблемы музыкальных способностей

Страница 3

2) Способность к слуховому представлению, то есть способно произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотные движения. Эту способность можно иначе назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. На более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют внутренним слухом. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.

3) Музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слышание музыки непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее передающими ритм музыки.

«Музыкальная память - это сложный процесс преобразования сенсорного и перцептивного материала, полученного органами чувств». Она активно включается во все познавательные процесса и все проявления психики: внимание, ощущение, восприятие, представление, мышление, входит в такие сложнейшие структуры личности, как темперамент, характер и способности. Содержанием музыкальной памяти, так же как и в других видах деятельности, является накопление, сохранение и использование индивидуального музыкального опыта, который оказывает решающее воздействие на формирование личности младшего школьника и непрерывное его развитие. Память человека – это сложный процесс отбора и переработки огромного количества внешних воздействий, впечатлений, собственных усилий и переживаний, направляемые потребностями, мотивами и интересами для осуществления настоящей и планируемой деятельности. Все эти психические явления сопровождаются мнемическими процессами.

Вместе с "приходом" в музыкознание нового понимания музыки, как формы художественного общения (Л.А. Мазель, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский) произошли перемены и в понимании музыкальных способностей. Их можно рассматривать и с коммуникативных позиций и, определять, оценивать, как реализуется отношение личности к музыке в процессе её восприятия. Это накладывает отпечаток на характер проявления музыкальных способностей.

Так, например, на первоначальной ступени музыкального развития ребенка его позиция в общении с музыкой характеризуется самовыражением, самореализацией. В этой связи интонационное слышание музыки, чувство музыкального времени (т.е. чувство ритма) выступило как чисто репродуктивные способности. Даже дифференциация звуков по высоте, тембру, динамике непременно обусловлена сходством их с качеством звучания, привычным для ребенка. Качество интонаций, воспроизводимых ребенком, - эталон, с которым соотносится все формирующиеся у него на данном этапе элементарные музыкальные способности.

Учитель музыки чаще всего встречается с подобными фактами в начальной школе, например, при исполнении детьми простейших попевок, песенок "Дон-дон", "В нашем классе" и др. В этих случаях требуются значительные усилия для того, чтобы ребенок пел не только "для самого себя», а начал бы интонировать "для других".

Качественно иной оттенок приобретают музыкальные способности, когда учащийся занимает позицию идентификации своей личности с личностью композитора, исполнителя "героя" произведения. Здесь значительно уточняется звуковысотное слышание (это наиболее существенное звено для установления интонационной общности "себя" и "другого"), расширяется зона ориентаций в динамических, тембровых особенностях музыки, во временном строении к скорости протекания интонационных процессов.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Алгоритм и модель формирования фонда целевого капитала автономного образовательного учреждения "Детский сад № 37"
Одним из перспективных направлений развития образовательных учреждений в России, в частности, такой формы управления как автономные образовательные учреждения, является создание и развитие системы благотворительности, механизмов привлечения пожертвований, введение специализированных фондов поддержк ...

Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в разви ...

Понятие и сущность фольклора
Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввел английский ученый У.Дж. Томс в 1846. Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную (жилье, одежда) культуру народа. В современной науке нет единства в трактовке ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru