Образование » Развитие музыкальных способностей младших школьников

Развитие музыкальных способностей младших школьников

Решение задач формирования гармоничной личности возможно лишь при комплексном системном подходе к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Особое место в этой системе занимает музыкальное воспитание в контексте с нравственным и эстетическим развитием личности. Его совершенствование стало важным направлением проводимой в наши дни реформы школы.

Музыкальное воспитание - одна из центральных составляющих эстетического воспитания, оно играет особую роль в целостном гармоничном развитии личности ребенка. Музыку называют зеркалом души человеческой. Это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, т.к. в нем определены человеческие эмоции. Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию. Благодаря столь замечательной особенности она становится, по выражению Б. М. Теплова, "эмоциональным познанием" и дает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, в особенности в детстве, наиболее восприимчивом из всех возрастов.

Отечественная педагогика одним из ведущих принципов построения учебного процесса выдвигает принцип развивающегося обучения, который в свою очередь опирается на положение отечественной психологии о том, что все способности развиваются только в соответствующей деятельности. Это положение определяет обязательность музыкальных занятий в общеобразовательной школе для всех детей, проявляющих или не проявляющих музыкальные данные, интересующихся или не интересующихся музыкой. Именно вследствие того, что и музыкальные способности развиваются только в соответствующей деятельности, необходимо организации в этой деятельности в общеобразовательной школе.

Является ли музыкальность комплексом отдельных музыкальных способностей или это единое целое неподдающееся сомнению? Если этот комплекс способностей, то каковы его компоненты? Является ли музыкальность прижизненным, наследственным или врожденным образованием, или она результат взаимодействия этих факторов? Всем людям присуща музыкальность или только некоторым избранным? Как её измерить? Каковы закономерности их развития и можно ли их прогнозировать?

Эти проблемы нашли свое отражение в работах В.К. Белобородовой, Б.М. Теплова, Н. А. Ветлугиной, А.Н. Сохор, К. В. Тарасовой, Е.В. Назайкинского, В.В. Медушевского, В.Н. Мясищего и многих других.

В отечественной психологии проблема способностей рассматривается в русле общей психологической теории деятельности. С. Л. Рубинштейн в работе "Проблема способностей и вопросы психологической теории" считал, что способность состоит из двух компонентов: отработанной совокупности операций, способов, при помощи которых осуществляется соответствующая деятельность, и в качестве процессов, которыми регулируется совокупность этих операций. Б.М. Теплов подходил в своей работе "Психология музыкальных способностей" к изучению способностей, прежде всего с точки зрения индивидуально-психологических различий.

При решении вопроса о детерминации способностей отечественная психология исходит из двух основных положений: об их формировании и развитии в деятельности и о диалектическом единстве природного и приобретенного в них. Тезис о взаимосвязи способностей и деятельности конкретизирует и развивает фундаментальную общую теоретическую концепцию Л.С. Выготского об общественно - исторической, социальной природе человеческой психики и вытекающее из неё положение С.Л. Рубинштейна о единстве сознания и деятельности. Органически связанный проблемой способностей и деятельности, этот тезис стал основным в отечественной психологической теории способностей. Он получил подтверждение в работах С.Л. Рубенштейна "Психология музыкальных способностей", А.Н. Леонтьева "О формировании способностей", Б.Г. Ананьева "О соотношении способностей и одаренности", А.Г. Ковалева и В.Н. Мясищего " Психические особенности (способности) человека" и др.

Проблема же музыкальных способностей также широко представлена в работах видных психологов и педагогов-музыкантов: Н.А. Ветлугиной - в работе "Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр"; Д.Б. Кабалевского - в работе "Про трех китов и про многое другое"; В.Н. Мясищего и А.Л. Готсдинера - в работе "Проблема музыкальных способностей и её социальное значение"; Е.В. Назайкинского - в работе "Музыкальное восприятие как проблема музыкознания"; К. В. Тарасовой - в работе "Онтогенез музыкальных способностей» и других.

К.В. Тарасова, исследуя в онтогенетическом аспекте проблемы развития способностей выделяет два плана: индивидуальный и возрастной. Обращение к литературным источникам, в которых в той или иной мере отражен возрастной аспект развития музыкальности выявила чрезвычайную бедность, фрагментарность и разбросанность данных. Зарубежные исследователи, изучающие развитие музыкальных способностей, главным образом с помощью различных, никак не связанных друг с другом тестовых систем получают часто противоречащие друг другу результаты и делают на их основании взаимоисключающие выводы. Это касается как вопроса о том, развиваются или нет музыкальные способности, так и последовательности этого процесса. Поэтому есть еще нерешенные процессы развития музыкальных способностей.

Анализ психологической, музыковедческой и педагогической литературы по проблеме музыкальности показал особую актуальность данной проблемы в настоящее время. Это обусловило выбор темы исследования, проблема которой сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия развития музыкальных способностей младших школьников? Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - развитие музыкальных способностей в процессе музыкального образования младших школьников.

Предмет исследования – музыкально – дидактические игры для развития музыкальных способностей.

В соответствии с проблемой, целью, предметом, объектом исследования необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

1) Выявить теоретические основы развития музыкальных способностей младших школьников;

2) Обосновать педагогические условия развития музыкальных способностей младших школьников;

3) Разработать методические рекомендации по развитию музыкальных способностей у младших школьников.

Методологической основой исследования являются диалектические положения: об определяющей роли общественного бытия в развитии общественного и индивидуального сознания; о диалектическом взаимодействии объективных и субъективных факторов в формировании и развитии личности; о взаимообусловленности характера деятельности и развитии личности.

Теоретическая основа исследования сложилась из теории формирования личности и её способности, разработанной психологами Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, М.Г. Давлетдиновым, В.И. Киреенко, В.А. Крутецким, А.Н. Леонтьевым, А.В. Петровским, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным и других; из теории эстетического воспитания, разработанных в трудах Ю.Б. Борева, М.С. Коган, Б.Т. Лихачевой, В.В. Неверова, А.Н. Сохора и других; из теории музыкального воспитания, представленных в трудах О.А. Апраксиной, Б.В. Асафьева, В.К. Белобородовой, Н.А. Ветлугиной, Н.Л. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, Е.В. Назайкинского, К.В. Тарасовой, Б.М. Теплова и других.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- теоретический анализ философской, социологической, психологической, педагогической, методической литературы;

- различные виды наблюдений.

Похожие публикации:

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru