Образование » Системный подход к решению проблемы творческого саморазвития личности школьника в учреждение дополнительного образования » Особенности воспитания творческой саморазвивающейся личности в учреждениях дополнительного образования

Особенности воспитания творческой саморазвивающейся личности в учреждениях дополнительного образования

Страница 1

В марте 1995 г. Правительством РФ было утверждено постановление №233 "Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей", в котором дано следующее определение:

"Образовательное учреждение дополнительного образования детей – тип образовательного учреждения, основное предназначение которого – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ и услуг в интересах личности, общества и государства".

Попытка с педагогической позиции осмыслить суть понятия "учреждение дополнительного образования с учетом специфики его деятельности, творчества и содержательной направленности его работы дает нам возможность определить это понятие следующим образом.

Учреждение дополнительного образования – это коллективный субъект образовательно-воспитательной деятельности и творчества, которые осуществляются на основе форм и методов гибкого взаимодействия педагогов, учащихся и родителей в соответствии с целями, учебными планами и программами, дополняющими и углубляющими содержание общего среднего образования. В этом определении особо акцентируем внимание на специфике форм и методов работы учреждений дополнительного образования, которые внешне и не так существенно отличаются от форм и методов работы, например, средней школы. Однако они более гибки и вариативны, в большей степени ориентированы на развитие творчества учащихся, их склонностей и способностей, чем в массовой средней школе.

Главное отличие учреждения дополнительного образования заключается в том, что ребенок, подросток имеет право сам, на свое усмотрение выбирать тот вид творческой деятельности, занятия, которое в больший степени соответствует его интересам, склонностям и способностям. Учреждение дополнительного образования в большей степени, чем школа, дает учащимся право самостоятельно извлекать полезные знания, умения, овладевать тем конкретным видом деятельности, которая в перспективе может стать их профессией. В связи с этим учреждения дополнительного образования - это не придаток школы, они имеют самостоятельное и самоценное образовательно-воспитательное значение, которое может дать широкий спектр образовательных услуг и в большей степени, чем школа, удовлетворить интересы личности.

Чтобы понять и представить особенности воспитательной деятельности в учреждениях дополнительного образования, перечислим наиболее типичные из них. Так, имеются центры детского творчества, городские станции юных техников, городские станции юных натуралистов, детские музыкальные школы, детские художественные школы, детско-юношеские спортивные школы и др. Это далеко не полный перечень учреждений дополнительного образования.

По содержанию образовательно-воспитательной деятельности учреждения дополнительного образования можно подразделить на однопрофильные, и многопрофильные.

Проблему творческого саморазвития личности школьника будем решать на основе образовательно-воспитательной деятельности многопрофильного учреждения, перечислим, например, названия отделов центра дополнительного образования Дзержинского района города Оренбурга: художественно-прикладной отдел, музыкальный отдел, художественно-массовый отдел, патриотический отдел, спортивный отдел, отдел социально клубных форм работы (в частности клуб, который и явился базой нашего исследования), отдел дошкольного образования.

Наиболее характерной тенденцией практически всех многопрофильных учреждений дополнительного образования является включение в их деятельность отделов дошкольного воспитания. Формы работы с 5-7-летними детьми различны, например, школа раннего эстетического развития и др. В большинстве многопрофильных учреждений дополнительного образования имеются отделы технического творчества, работа которых строится в зависимости от кадров и материальной базы. Около 85% занимающихся в этих отделах — мальчики, девочки в основном занимаются начальным техническим моделированием.

В многопрофильных учреждениях дополнительного образования, активно работают отделы, направляющие работу детских общественных организаций и движений. Различные кружки объединяют детей по интересам, ребята участвуют в походах и экскурсиях, выпускают стенгазеты, в которых освещают деятельность кружков. Большое внимание уделяется программе "Хоббитские игры" для младшего и среднего возраста, развивающей у ребенка, подростка потребность в самореализации через творчество. Отдел художесгвенно-массовой работы центра проводит концерты, утренники, дискотеки для школьников, организует досуг детей через развлекательные программы, проводит конкурсы эрудитов, КВН, массовые мероприятия кружковцев различных направлений.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Исследование эффективности проблемного обучения в старшей группе ДОУ
Практическая часть курсовой работы осуществлялась на базе детского сада №68 «Василек» г. Наб. Челны. Возглавляют ДОУ: Хузина Гульнара Фаритовна – образование высшее; высшая квалификационная категория. Старший воспитатель, Сочнева Людмила Юрьевна – высшее образование; первая квалификационная категор ...

Характеристика методики исследования экологических знаний дошкольников
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — в соответствии с концепцией автора про граммы «Юный эколог» С.Н. Николаевой - предполагает, во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого долж ...

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Содержание образовательной области "Физическая культура" направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач: - развитие физических качеств (скорос ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru