В данном тесте, основой которого явился известный тест Розенцвейга, испытуемые получают 24 разных рисунка. На этих рисунках представлены люди в различных эмоциогенных, близких к стрессовым и вызывающих фрустрацию ситуациях. Общим для всех рисунков, используемых в тесте, является то, что один человек в них проявляет в отношении другого такие действия, которые этим, вторым человеком могут быть поняты по-разному: как агрессивные, преднамеренно вызывающие или оскорбительные, или случайные, совершенные неумышленно, по незнанию, без сознательного желания навредить или унизить другого человека.
Предполагается, что индивид с достаточно развитой чертой характера "агрессивность" на большинство действий подобного рода со стороны окружающих людей будет реагировать агрессией, причем даже тогда, когда действие другого человека не было вызвано стремлением причинить ему неприятности. Индивид, у которого личностная черта агрессивности выражена слабо, на подобные ситуации будет реагировать по-другому: дружелюбно, стараясь разрядить возникшую напряженность, успокоить, не придать значения случившемуся и т.п.
В результате подсчета агрессивных и неагрессивных реакций по их числу делается вывод о агрессивности или неагрессивности респондента. Рисуночный материал и инструкции методики представлены в приложение 3.
Коммуникативную компетентность ребенка в общении со сверстниками в нашем исследовании определялась с помощью методики "Картинки" Е.О. Смирновой и Е.А. Калягиной.
Взрослый показывает детям картинки с изображением конфликтных ситуаций, на каждой из которых фигурирует обиженный персонаж. Пример ситуаций представлен в приложении 3. Набор картинок выбирается в соответствии с полом ребенка.
Инструкция: "Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке"? Ответ фиксируется в протоколе. Если ребенок понял, что на рисунке изображена конфликтная ситуация, следует вопрос: "Что бы ты сделал на месте этого обиженного мальчика (или обиженной девочки)?". Ответ также фиксируется в протоколе.
В результате количественного и качественного анализа психодиагностики по методике "Рисунок человека" по уровню выраженности агрессивности нами были получены результаты, которые представлены на диаграмме 1.
Как видно из диаграммы 1 как в экспериментальной, так и в контрольной группе по 3 (20%) дошкольника были отнесены к категории детей с высоким уровнем агрессивности, по 9 (60%) респондентов к детям со средним уровнем выраженности агрессивности, и у 3 (20%) дошкольников в каждой группе нами был определен низкий уровень агрессивности.
Диаграмма 1
Результаты первичной диагностики по определению уровня агрессивности по методике "Рисунок человека" (в %)
Качественный анализ рисунков детей, отнесенных к категории дошкольников с высоким уровнем агрессивности показал у них наличие большинства агрессивных тенденций, определяемых по символическим значениям фигуры человека. Например, на рисунке Глеба Е. изображен воин с открытым ртом, в котором прорисованы зубы. Воин нарисован с кулаками, отведенными от тела, в которых сжимает пистолеты. Все в рисунке говорит о прямой агрессии, воинственности.
В результате проведенного первичного исследования и количественной оценки теста "Агрессивность" Н.В. Тарабриной были получены следующие результаты. В экспериментальной группе у 26,7% (4 человек) дошкольников ярко выражен мотив агрессивности, т.к. количество агрессивных реакций явно доминирует над числом неагрессивных (агрессивных 14 и больше); у 20% (3 ребенка) определенного об агрессивности сказать нельзя, т.е. нет возможности уверенно утверждать, что данные испытуемые агрессивные или, напротив, неагрессивные, т.к. число агрессивных и неагрессивных реакций у данной группы детей в пределах от 9 до 13. Для 5 (53,3%) младших дошкольников экспериментальной группы был сделан вывод, что данные дети неагрессивные, т.к. неагрессивных реакций у них оказалось ненамного больше, чем агрессивных (неагрессивных 14 и больше, а агрессивных 10 и меньше).
Для примера приведем ответы детей экспериментальной группы на ситуацию, изображенную на рисунке 1 (см. Приложение 3): "Я тоже хотел его съесть" (Глеб Е. - агрессивность); "Хорошо, мама" (Наташа О. - неопределенный ответ); "Я хотела сама его угостить" (Ксения Я. - неагрессивная реакция).
Значение игровых технологий в обучении детей младшего школьного возраста
Некоторые исследователи считают, что не только содержание, но и вообще склонность к игровой деятельности зависит от социальной ситуации. В педагогической психологии считается, что игра — деятельность именно дошкольного возраста. В. Москвичев в статье «Возможности развития ролевой игры» оспаривает э ...
Формы и методы художественно-педагогического образования школьников с
учетом художественных традиций ДПИ Дагестана
Как в прошлом, так и в настоящее время декоративно-прикладное искусство народных мастеров Дагестана имело и имеет не только чисто утилитарное и эстетическое назначение. Оно активно использовалось в народной педагогической практике как действенное средство воспитания трудовых и художественных навыко ...
Результаты педагогического эксперимента по внедрению компетентностного подхода
Апробация материалов исследования с учениками 11-х классов проводилась на базе МОУ СОШ №24 города Красноярска. На начальном этапе был проведен тест, который помог нам сформировать представление об уровне развития компетентностей. Тест представлял собой работу из двенадцати заданий, на некоторые из ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.