Образование » Работа социального педагога по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста в условиях детского сада » Выявление уровня агрессивности у дошкольников

Выявление уровня агрессивности у дошкольников

Страница 1

Наше экспериментальное исследование проходило с целью изучения влияния работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях детского сада на уровень их агрессивности.

Исследование проводилось в три этапа:

На этапе констатирующего эксперимента определялся объект, предмет, цель и задачи эксперимента, проводилась констатирующая психодиагностика респондентов экспериментальной и контрольной групп. Психодиагностика была направлена на выявление уровня агрессивности дошкольников.

На этапе формирующего эксперимента была разработана и апробирована в экспериментальной группе программа работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

На этапе констатирующего эксперимента была проведена повторная психодиагностика дошкольников экспериментальной и контрольной групп, с целью выявления динамики результатов исследования по итогам реализации программы.

Исследование проводилось на опытно экспериментальной базе МАДОУ ДС КВ "Золотой Петушок" г Новый Уренгой. В исследовании принимали участие дошкольники двух старших групп в возрасте 5-6 лет в количестве 30 человек, из которых 15 детей старшей группы "Незабудка" составили экспериментальную группу и 15 детей группы "Смородинка" составили контрольную группу. Состав экспериментальной и контрольной группы представлен в приложении 1.

В ходе исследования использовались такие методы исследования, как наблюдение, беседа, а также психодиагностические методики: модификация Н.В. Тарабриной детского варианта рисуночного теста С. Розенцвейга, тест "Рисунок человека", разработанный К. Маховером на основе теста Ф. Гудинаф и проективная методика Е.О. Смирновой "Картинки".

Одна из наиболее простых по процедуре проведения, но позволяющих получить достаточно информации о личностных особенностях ребенка является методика "Рисунок человека" разработанная К. Маховером на основе теста Ф. Гудинафи и модифицированная А.Л. Венгером.

На основе интерпретации характера прорисовки фигуры человека и отдельных ее частей можно выявить некоторые общие тенденции в развитии личности ребенка, определить в общих чертах его трудности, конфликты, эмоциональный фон. При этом необходимо подчеркнуть, что данная методика не позволяет получить исчерпывающего психологического портрета ребенка, и ее результаты должны быть дополнены и уточнены данными других методик.

Инструкция задания методики "Рисунок человека" весьма проста - "нарисуй человека". Ребенок выполняет рисунок простым, твердым карандашом.

После того, как ребенок закончил рисовать, целесообразно попросить его рассказать о нарисованном им "человеке" (специально выделяя интересующую нас сферу общения и взаимоотношений). Можно задавать любые вопросы (при условии, что с ребенком установлен эмоционально близкий контакт) по интересующей проблеме, только они должны быть не прямыми ("с кем он дружит?", "у него много друзей?", "он дерется?" и т.п.), а косвенными ("как ты думаешь,.?", "как тебе кажется,.?" и т.п.). С учетом специфики дошкольников, вопросы лучше также задавать в альтернативной форме: "как ты думаешь, он с кем-нибудь дружит или нет?", как тебе кажется, он любит драться или нет?" и т.п.

Необходимо подчеркнуть, что проективные возможности методики ограничены возрастом детей (ее не целесообразно применять как проективную методику на детях младше 5 лет).

Рисунок человека интерпретируется по шкалам: представление о себе, коммуникабельность, тревожность, агрессивность, межличностные отношения, образ тела, полоролевая идентичность, патология развития, интеллект.

Методика "Агрессивность" Н.В. Тарабриной является модификацией детского варианта рисуночного теста С. Розенцвейга и предназначена для оценки степени развитости у ребенка черты личности "агрессивность", понимаемой как не вызванная объективными обстоятельствами и необходимостью тенденция враждебно реагировать на большинство высказываний, действий и поступков окружающих людей.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

План воспитательного мероприятия: Экскурсия в музей ИЗО
Цель: изучить и сохранить историю родного края, на основе знаний национальных традиций, национальной истории Республики Дагестан сформировать у учащихся осознанное отношение к ценностям национальной культуры, к прошлому, настоящему и будущему деревни и школы. сформировать у младших подростков предс ...

Понятия мотивации и мотива учения
Формирование мотивации учения является одной из центральных проблем современного образования, делом общественной важности. Как ведущий фактор регуляции активности личности, мотивация представляет исключительный интерес для педагога и родителей. Различные школы современной психологии пока ещё не при ...

Общепедагогические и другие аспекты планирования
Изложенное характеризует в основном специфические аспекты планирования процесса физического воспитания. Но этим не исчерпывается все планирование, осуществляемое специалистом в этой области. Как и каждый педагог, он призван организовывать целостный воспитательный процесс и соответственно планироват ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru