После этого можно вычислять коэффициент ранговой корреляции Спирмена по формуле:
6 d 2
R S = 1 - ----------------- ,
(n-1) n (n+1)
где n –число учащихся класса.
Если вычисленный коэффициент оказался положительным, то между исследуемыми двумя признаками существует положительная (прямая) связь; если отрицательным – обратная связь: чем более выражен один признак, тем менее выражен второй. При этом если абсолютная величина коэффициента корреляции находится в пределах 0 (R s ) 0,3 , то между коррелируемыми признаками имеется слабая связь;
0,3 ( R S ) 0,5 – умеренная связь;
0,5 ( R S ) 0,7 – значительная связь;
0,7 ( R S ) 0,9 – сильная связь;
0,9 ( R S ) 1,0 – очень сильная связь.
Еще одной разновидностью шкал ранжирования является парное сравнение. Суть его состоит в сопоставлении учащихся друг с другом, по какому- либо одному качеству. Если этим качеством оба ученика обладают в равной степени, то каждому и из них проставляют по одному баллу. Если же исследуемое качество у первого развито лучше, чем у второго, то первому проставляют два балла, а второму – ноль баллов. Суммируя полученные баллы для каждого ученика, мы получаем количественное выражение уровня развития данного качества.
Несмотря на длительность процедуры сравнения и сложность обсчета большего количества учащихся, метод парного сравнения имеет ряд достоинств:
Объективность оценки, порождённую довольно большим
n (n-1)
числом сравнений (-------------, где n – количество учащихся).
2
Простота метода.
Экономия времени при сборе материала.
Несложная математическая обработка результатов.
Социометрические шкалы
Этот вид шкал наиболее важен для классного руководителя, так как с их помощью изучается структура социальных взаимоотношений в группе.
Например, методика социометрии позволяет выявить межличностные отношения в классе. В зависимости от характера выявляемых отношений могут быть заданы различные вопросы: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?», «Кого бы ты рекомендовал для участия в дискуссии по теме….?» Учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных одноклассников, соблюдая последовательность предпочтений (в первую, во вторую очередь).
На основании этого опроса составляется подобная матрица (в кружок обводится взаимный выбор):
|
№ п/п |
Кто выбирает |
Кого выбирают | |||
|
1 |
2 |
3 |
4 | ||
|
1 |
Аня А. |
1 |
2 | ||
|
2 |
Полина П. |
2 |
1 | ||
|
3 |
Ира И. |
2 |
2 | ||
|
4 |
Миша М. |
1 |
2 | ||
|
Количество полученных выборов |
2 |
2 |
3 |
1 | |
|
Количество взаимных выборов |
2 |
1 |
2 |
1 | |
Диагностика артикуляционного аппарата у детей с дизартрическими
расстройствами дошкольного возраста
В параграфе будут описаны методы диагностики строения и моторики артикуляционного аппарата у детей с дизартрическими расстройствами дошкольного возраста. База исследования - МДОУ «ЦРР - Детский сад №7» для детей с нарушениями речи г. Магнитогорска. В эксперименте принимали участие8 детей. Опытно-эк ...
Психолого – педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта
«Понятие "интеллект", как и многие другие понятия современной науки, имело длительную историю, — пишет В.П.Зинченко в предисловии к книге М. Вертгеймера "Продуктивное мышление". — Оно является культурно-историческим и несет на себе многочисленные наслоения, предшествовавшие ег ...
Внеклассная работа - как средство повышения интереса к учебе
Задача обучения и воспитания учащихся решается не только в рамках урока. Яркая и увлекательная по форме и разнообразия по содержанию внеклассная работа прививает интерес к предмету, повышает качество знаний учащихся. При организации нужно учесть давно оправдавший себя принцип создания взаимодополня ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.