Образование » Методика обучения ручным операциям по обработке древесины и металлов » Ознакомление с устройством инструментов и приспособлений

Ознакомление с устройством инструментов и приспособлений

Страница 1

На занятиях в мастерских учащиеся изучают устройство и правила применения в работе режущего, измерительного инструментов и приспособлений. Необходимые знания и умения накапливаются у ребят при изучении конкретных инструментов, но необходимо стремиться к тому, чтобы со временем эти знания и умения стали обобщенными и использовались для формирования таких важных для современного производства качеств человека, как творческое отношение к труду, умение критически анализировать существующие условия труда и т.д.

При обучении операции строгания достаточно познакомить учащихся с приемами работы рубанком и шерхебелем. Однако известно, что для строгания применяются и другие инструменты в зависимости от того, какого профиля и какой точности требуется получить поверхность обрабатываемой детали. Сопоставление конструкций рубанка, фуганка, шерхебеля и других инструментов содействует развитию технического мышления учащихся, будет показывать им, что, изменяя конструкцию инструментов, можно лучше и быстрее выполнить работу.

Если такое сопоставление проводить на протяжении всего обучения в мастерских, то у ребят воспитывается стремление отнестись творчески к конструкции существующего режущего инструмента и усовершенствовать его. Не беда, если попытки учащихся не завершаются на этом этапе успехом. Главное – заложить основу. Результаты станут заметными в старших классах.

Чтобы сопоставление конструкции инструментов проходило при активном участии учащихся, я провожу беседу. Сначала рассказываю об операции строгания и знакомлю с устройством рубанка. При этом режущую часть железки сравниваю с зубом пилы, чтобы они еще раз убедились, что все режущие инструменты имеют одинаковую форму режущей части. После этого привожу примеры, когда рубанок нельзя использовать. «Как быть?» - спрашиваю и помогаю учащимся прийти к выводу, что необходимо изменить конструкцию рубанка, приспособив его к условиям работы.

Используя такой прием ознакомления с инструментом, можно добиться, чтобы учащиеся, работая только рубанком и шерхебелем, имели представление об операции строгания в целом. Если они встретят когда-нибудь незнакомый инструмент, который применяется для строгания, они поймут, что это разновидность рубанка.

Рассматривая процесс резания металлов, я обобщаю знания и умения учащихся. В начальных классах ребятам приходилось резать ножницами бумагу, картон, ткань. Поэтому я, показывая ножницы для резания металлов, предлагаю определить, чем они отличаются от уже известного им подобного инструмента. Обычно учащиеся обращают внимание на то, что эти ножницы более массивны, что ручки у них длиннее. Спрашиваю, чем это обусловлено. Многие из ребят объясняют это тем, что металл труднее резать. Мнение учащихся подтверждается, когда они начинают работать. В конце урока обращаю внимание детей на то, что у рычажных ножниц ручка еще длиннее и резать металл ими легче. Учащиеся убеждаются в этом, когда я демонстрирую резание двухмиллиметровой стальной полосы.

«Только ли таким путем можно облегчить процесс резания?» - спрашиваю и напоминаю учащимся, что они уже знакомились с заменой ручной правки и гибки машинной: «Можно ли резание вручную заменить резанием машинным?»

Ребята отвечают, что можно. Однако подавляющему большинству из них не приходилось видеть механических ножниц. Поэтому я показываю на таблице принципиальную схему работы таких ножниц.

Объясняя различные работы с проволокой, можно дать несложное задание для развития технического мышления. Показав плоскогубцы, рассказываю о их назначении и устройстве. После практической работы с применением плоскогубцев даю учащимся круглогубцы и предлагаю самостоятельно изучить их конструкцию, сравнить с конструкцией плоскогубцев и сказать, для выполнения каких операций они предназначены. Такие задания поощряют учащихся к использованию своих знаний и содействуют развитию их технического мышления.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Методические рекомендации
Цель изучения специальной технологии – дать учащимся знания научных основ техники и технологии производства в объеме, необходимом для сознательного, прочного и глубокого овладения профессиями. При изложении учебного материала преподаватель специальной технологии должен увязывать его с учебным матер ...

Методика отслеживания и стимулирования творческого саморазвития ребенка
Неотъемлемым компонентом педагогической системы является организация наблюдения и фиксирования изменений в творческом саморазвитии детей. В качестве инструмента для получения конкретных срезов движения ребенка от одной стадии к другой мы разработали карточку диагностики и развития индивидуальных ос ...

Экспериментальное исследование взаимосвязи развития мышления с памятью и речью у детей младшего школьного возраста
Целью нашего исследования стало изучение взаимосвязи уровня развития мышления с уровнями развития памяти и речи у младших школьников. Нами была сформулирована гипотеза исследования: высокий уровень развития памяти и речи детей младшего школьного возраста определяет развитие понятийно-логического мы ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru