Образование » Методика обучения ручным операциям по обработке древесины и металлов » Ознакомление со свойствами обрабатываемых материалов

Ознакомление со свойствами обрабатываемых материалов

Страница 2

Ознакомление с листовым металлом начинается с черной жести. Я рассказываю о ее свойствах, применении. После этого демонстрирую белую жесть и даю пояснение, какими она обладает преимуществами. Учащиеся называют изделия, выполненные из белой жести, так как из нее изготавливают кухонную посуду и др. После этого рассматриваем кровельную жесть. Охарактеризовав ее свойства, предлагаю учащимся привести примеры использования кровельной жести (крыши домов, совки и т.д.). Кровельная жесть боится влаги, поэтому ее покрывают краской. Спрашиваю, не приходилось ли учащимся видеть такую сталь, которая, хотя и не покрыта краской, не боится влаги. Ученики приводят примеры изделий из такой стали (корыто, бак и др.). Показываю кусочек жести, покрытой цинком, и спрашиваю, не из такого ли материала изготовлены названные учащимися вещи. Учащиеся подтверждают. Тогда рассказываю про оцинкованную жесть, расширяя знания учеников в этой области. "Точприбор" Портативные твердомеры 8(800)350-02-48

Очень часто ученики называют в качестве примеров изделий, которые не боятся влаги, ложки, вилки и другие предметы, изготовленные из алюминиевых сплавов и специальных сталей. Объясняю, что такие металлы в народном хозяйстве применяются довольно широко и что они весьма разнообразны. Однако на уроке будем рассматривать лишь один вид стали, который не боится влаги.

Обобщая материал, я подчеркиваю, что до сих пор речь шла о черных листовых металлах. Эти металлы характеризуются различными свойствами и вместе с тем имеют много общего. Имеются и другие металлы - цветные. Каждый из них обладает специфическими свойствами, однако их объединяет и много общего. Сравниваю некоторые свойства цветных и черных металлов.

В такой последовательности целесообразно рассмотреть и вопросы о проволоке.

На уроках учащиеся узнают, как изготавливаются листовой металл и проволока. Это можно сделать с помощью простой схемы. Достаточно начертить на доске два валика в двух проекциях и объяснить, что между ними проходит заготовка. Под давлением валиков она становится тоньше. Благодаря этому из слитка получается лист. Более наглядно это можно показать на упрощенной модели рабочей клети прокатного стана, которую легко изготовить. Такая модель состоит из двух деревянных валиков, закрепленных в деревянных стойках, расстояние между которыми можно изменять. Объясняю также процесс получения проволоки с помощью модели волочильного стана.

Приступая к изучению лесоматериалов, вспоминаем с учащимися основные породы древесины, характерные особенности и основные свойства каждой породы. Особое внимание уделяю вопросу, как получают лесоматериалы, так как обработка древесины - один из распространенных процессов в современной промышленности.

Обычно учащиеся всю группу черных металлов называют неправильно железом. Поэтому важно добиться усвоения понятий «сталь» и «чугун». Сложность формирования этих понятий состоит в том, что ученики не изучали химии; между тем сталь и чугун как машиностроительные материалы различают именно по химическому составу. Чтобы детям это было понятно, опираюсь на знания об углероде, которые они получили на уроках природоведения. Обязательно рассказываю, что углерод может находиться в твердом состоянии и входит в состав металлов (привести некоторые примеры); сталями и чугунами называются материалы, которые состоят в основном из железа и углерода. В стали углерода меньше, а в чугуне больше 1,7%. От процентного содержания углерода зависит твердость металла. Чем больше углерода (но до определенного предела), тем металл тверже.

Придерживаясь такой схемы ознакомления учащихся с материалами, рассказываю им, как выплавляют сталь и чугун. «На Земле нет чистого железа, оно встречается только в соединениях с другими элементами. Такие соединения железа с другими элементами породой называются рудами. Руду добывают и после соответствующей подготовки засыпают в специальную печь, которая называется домной. В домне руда плавится. Расплавленное железо соединяется с углеродом и опускается на дно печи. Расплавленный сплав металла с углеродом разливают через специальное отверстие в формы, где он охлаждается и затвердевает. Так получается чугун».

Характеризуя основные свойства стали и чугуна (твердость, пластичность, упругость и др.), напоминаю учащимся, что они знакомы с понятиями «упругость» и «пластичность»; объясняя новый материал, нужно использовать эти знания. Нужно сравнивать сталь и чугун с другими известными учащимся материалами, тогда они поймут, почему данные металлы широко применяются в народном хозяйстве и в каких именно областях.

Знакомя ребят с основными сортами и марками стали, учащимся показываю зависимость свойств стали от процентного содержания углерода. Раньше им говорили, что углерод придает металлу твердость и хрупкость. Теперь демонстрирую это на конкретных примерах. Для этого необходимы образцы обычной и высокоуглеродистой стали. Ударяя по этим образцам молотком, ребята убеждаются, что при одинаковой силе удара на обычной стали вмятины будут больше, так как она мягче.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Работа учителя по исследованию зачетных уроков
Практическая часть выпускной квалификационной работы представляет собой 3 вида эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный. Констатирующий эксперимент включает в себя контрольную работу. Контрольная работа проверяет знания учащихся за первую и вторую четверть. Формирующий эксперимент за ...

Анализ результатов экспериментальной работы по устранению нарушения звукопроизношения у детей с дизартрическими расстройствами дошкольного возраста
1. Оценим, как отразились регулярные занятия с логопедическим массажем на развитии двигательной функции артикуляционного аппарата и мимической моторики. Представим данные наглядно по экспериментальной группе на рисунке № 5. Таблица №5 Исследование состояния мимической мускулатуры в покое и динамике ...

Возрастные особенности учащихся и возможности формирования у них гуманности как личного качества
Каждый школьник предстает перед педагогом в двух ипостасиях: как неповторимая индивидуальность и как человек определенного возраста. Однако в условиях школьного обучения для воспитателя важны не только возрастные особенности отдельных детей, но и возрастные особенности класса, как группы детей опре ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru