Образование » Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми » Причины снижения уровня интеллекта детей

Причины снижения уровня интеллекта детей

Страница 1

Одной из проблем в младшем школьном возра­сте остается умственная отсталость, несмотря на то, что вни­мание многих специалистов (педагогов, врачей, психологов, гигиенистов, соци­альных работников) направлено на изуче­ние причин этого явления, которое, веро­ятнее всего, носит комплексный характер.

Одной из таких причин, по мнению не­которых авторов, является дисгармо­ничное развитие личности, в основе кото­рого лежат такие этиологические факто­ры, как особенности внутриутробного развития, перинатальные патологии раз­личной степени тяжести, эндокринные нарушения, генетические патологии. Так, считается, что замедленный биологичес­кий возраст у детей обусловлен перина­тальными вредностями, ведущими к недо­статочному морфофункциональному со­зреванию организма. Другие авторы считают существенны­ми те социальные условия, в которых жи­вет и воспитывается ребенок, — внутри-семейные отношения, личные качества учителей и воспитателей, психологичес­кий климат в школьном коллективе. Например, каждый специалист знает, какое отрицательное влияние на весь процесс развития лично­сти, на обучение, на поведение оказыва­ют неблагоприятные семейные отноше­ния.

Существенно обостряет проблемы школьников начало их обучения с 6 лет:

около 16% детей в этом возрасте не гото­вы к школьному обучению, а у 30—50% выявляется функциональная незрелость. По данным Н.Вайзмана от 5 до 15% де­тей без признаков умственной отсталос­ти функционально не готовы к школьно­му обучению.

Все психологи, работающие с 6-лет­ними детьми, приходят к одному и тому же выводу: 6-летний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником. Особенности личности 6-летних детей создают допол-

нительные трудности в процессе обуче­ния.

Помимо психолого-педагогического аспекта данной проблемы, нельзя недо­оценивать значение функционального состояния организма ребенка и особен­ностей центральной нервной системы (ЦНС) ребенка. В этиологии "школьной незрелости" преобладают биологические факторы. У "незрелых" в сравнении со "зрелыми" школьниками выявлена функциональная незрелость биоэлектри­ческой активности (БЭА) мозга и сердеч­но-сосудистой системы Школьная программа рассчи­тана на определенный уровень развития функциональных возможностей орга­низма, и ребенок не может начать усваи­вать знания до тех пор, пока его орга­низм, и в первую очередь ЦНС, функцио­нально не будет готов к этому процессу.

Имеющиеся клинические наблюде­ния и нейропсихологические исследова­ния показывают, что при недоразвитии лобных долей неизменно отмечается на­рушение личностных компонентов. Мор­фологической основой нарушения выс­ших психических функций, в частности мышления, может служить недоразвитие лобной системы коры больших полуша­рий мозга.

Описаны различные варианты нару­шений темпов развития: от психофизи­ческого и психического инфантилизма как обратимого состояния, до тех нару­шений, которые возникают на органиче­ском фоне и дают значительно худшую динамику. Наиболее тяжелые формы за­держек психического развития обуслов­лены остаточными явлениями после пе­ренесенных органических поражений ЦНС, а наиболее легкие — при функцио­нально-динамических нарушениях.

Данные ЭЭГ-исследований детей с задержкой развития показывают, что у большинства таких детей имеются откло­нения корковой ритмики, свидетельству­ющие о функциональной или органичес­кой недостаточности ЦНС. Степень этих изменений коррелирует с особенностя­ми клинической картины.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Теоретические подходы к проблеме агрессивного поведения в трудах отечественных и зарубежных авторов
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме агрессивного поведения показал, что на сегодняшний день многообразны как теории агрессивного поведения, так и выделенные формы поведенческой активности животных и человека. Среди теорий, естественно, следует указать на теории З. Фрейда, К. Лоре ...

Особенности танцевальной деятельности детей 6-7- лет
Анализ психолого-педагогической литературы и опыт учителей-практиков, музыкальных работников, психологов, врачей позволяет утверждать, что развитие танцевальных на каждом возрастном этапе происходит различно. В младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, же ...

Концепция Л.В. Занкова
В конце 50-х гг. XX века, научным коллективом под руководством Л.В. Занкова, было предпринято масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей и принципов обучения. Усилия исследователей были направлены на разработку дидактической системы обучения младших школьников ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru