Образование » Формирование экологических предпочтений у дошкольников » Методика формирования экологических представлений дошкольников в дидактической игре

Методика формирования экологических представлений дошкольников в дидактической игре

Страница 1

Для обучения через игру и были созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Дидактические игры способствуют созданию условий для самоорганизации детей. Роль педагога состоит в том, чтобы связать воедино все структурные компоненты игры, наилучшим образом использовать её потенциальные возможности. Ведь младшие дошкольники ещё не в состоянии самостоятельно вести игру, а старшие и могли бы со многим справиться сами, но не всегда хотят выполнять все требования.

В построении игр можно выделить несколько типичных ситуаций.

Первая. Дети индивидуально, независимо друг от друга, выполняют игровое задание.

Вторая. Дети, выполняя игровое задание, вступают в контакт друг с другом: правильное решение задачи одним играющим влияет на успехи других. Такие игры создают условия для практического освоения норм взаимоотношений между людьми.

Третья. Наиболее сложные игры с двумя формами взаимодействия – внутри группы и между группами; они воспитывают чувство ответственности, взаимовыручку.

Тип отношений в игре обусловливает особенности её организации, большую или меньшую самостоятельность и активность детей.

Дети лучше выполняют задание, если игра основана на знакомом им содержании. Тогда они углубляют свой жизненный опыт, совершенствуют познание окружающего мира. Но в каждой игре предусматривается не только повторение уже известного, но и познание нового.

Дидактическую игру следует использовать как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью. Возникая на основе организованного или стихийного обучения, дидактические игры фактически продолжают его в игровой форме. Вместе с тем в дидактической игре дети овладевают специфическими способами игровой деятельности – игровыми действиями, игровыми отношениями, игровыми ролями, позволяющими самостоятельно реализовывать свои представления об окружающем предметном мире, деятельности и отношениях людей. Игровые ситуации, которые имеются в каждой дидактической игре, служат примером создания воображаемых ситуаций самими детьми.

Постоянно находясь в игровой среде, созданной взрослым, дети обычно стремятся продлить удовольствие, организуя самостоятельные сюжетно-ролевые игры.

Задачи дидактических игр:

1) развитие мышления (сравнивать, группировать, классифицировать по признакам, делать выводы, обобщения);

2) развитие речи (пополнение словаря, формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи, умение правильно выражать свои мысли);

3) развитие сенсорных способностей (ознакомление с цветом, формой, величиной);

4) знания об окружающем мире;

5) нравственные качества личности (бережное отношение к окружающим их предметам, игрушкам, к продуктам труда взрослых, формирование представления о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности);

6) формирование элементарных навыков труда.

Стадии дидактической игры:

Первая стадия характеризуется проявлением у ребёнка желания играть, активно действовать. Возможны различные приёмы с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре. Воспитание желания играть со сверстниками – важный момент в формировании социальной активности. Так развивается общение, на основе которого формируются многие качества: товарищество, дружелюбие, взаимопомощь, соперничество и др.

На второй стадии ребёнок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры.

В этот период закладываются основы таких важных качеств, как честность, целеустремлённость, настойчивость, способность преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей.

На третьей стадии ребёнок, уже знакомый с правилами игры проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнить действия, содержащиеся в игре: угадать, найти, спрятать, изобразить, подобрать. Чтобы успешно справиться с ними, необходимо проявить смекалку, находчивость, способность ориентироваться в обстановке.

Ребёнок, усвоивший игру, должен стать и её организатором, и её активным участником. С таким ребёнком другие дети охотно вступают в игру.

Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, созидающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Анализ готовности воспитателей к проведению занятий по непредметному рисованию
В ходе анализа готовности воспитателей к проведению занятий по непредметному рисованию, нами было проведено тестирование по нескольким тестам, позволяющим выявить определенные характеристики педагогического мастерства, а также психологические характеристики, имеющие важное значение для данного напр ...

Рекомендации для повышения степени социальной адаптации леворуких детей к школе
Учителя должны учитывать индивидуальные особенности леворукого ребенка, быть терпеливы и добры, уметь помочь преодолеть неизбежно возникающие трудности, не делая из них трагедии. Ни в коем случае не стоит пытаться переучить леворукого ребенка пользоваться правой рукой. Особое требование, которое до ...

Организация и методы экспериментального исследования успеваемости и коммуникативно-организаторских способностей студентов психолого-педагогического и юридического факультетов
Цель исследования: изучение и установление взаимосвязи между успеваемостью и коммуникативно-организаторскими способностями у студентов психолого-педагогического и юридического факультетов ГАГУ, составление, реализация и оценка эффективности тренинговой программы. Задачи исследования: - провести мет ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru