Образование » Формирование экологических предпочтений у дошкольников » Методика формирования экологических представлений дошкольников в дидактической игре

Методика формирования экологических представлений дошкольников в дидактической игре

Страница 1

Для обучения через игру и были созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Дидактические игры способствуют созданию условий для самоорганизации детей. Роль педагога состоит в том, чтобы связать воедино все структурные компоненты игры, наилучшим образом использовать её потенциальные возможности. Ведь младшие дошкольники ещё не в состоянии самостоятельно вести игру, а старшие и могли бы со многим справиться сами, но не всегда хотят выполнять все требования.

В построении игр можно выделить несколько типичных ситуаций.

Первая. Дети индивидуально, независимо друг от друга, выполняют игровое задание.

Вторая. Дети, выполняя игровое задание, вступают в контакт друг с другом: правильное решение задачи одним играющим влияет на успехи других. Такие игры создают условия для практического освоения норм взаимоотношений между людьми.

Третья. Наиболее сложные игры с двумя формами взаимодействия – внутри группы и между группами; они воспитывают чувство ответственности, взаимовыручку.

Тип отношений в игре обусловливает особенности её организации, большую или меньшую самостоятельность и активность детей.

Дети лучше выполняют задание, если игра основана на знакомом им содержании. Тогда они углубляют свой жизненный опыт, совершенствуют познание окружающего мира. Но в каждой игре предусматривается не только повторение уже известного, но и познание нового.

Дидактическую игру следует использовать как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью. Возникая на основе организованного или стихийного обучения, дидактические игры фактически продолжают его в игровой форме. Вместе с тем в дидактической игре дети овладевают специфическими способами игровой деятельности – игровыми действиями, игровыми отношениями, игровыми ролями, позволяющими самостоятельно реализовывать свои представления об окружающем предметном мире, деятельности и отношениях людей. Игровые ситуации, которые имеются в каждой дидактической игре, служат примером создания воображаемых ситуаций самими детьми.

Постоянно находясь в игровой среде, созданной взрослым, дети обычно стремятся продлить удовольствие, организуя самостоятельные сюжетно-ролевые игры.

Задачи дидактических игр:

1) развитие мышления (сравнивать, группировать, классифицировать по признакам, делать выводы, обобщения);

2) развитие речи (пополнение словаря, формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи, умение правильно выражать свои мысли);

3) развитие сенсорных способностей (ознакомление с цветом, формой, величиной);

4) знания об окружающем мире;

5) нравственные качества личности (бережное отношение к окружающим их предметам, игрушкам, к продуктам труда взрослых, формирование представления о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности);

6) формирование элементарных навыков труда.

Стадии дидактической игры:

Первая стадия характеризуется проявлением у ребёнка желания играть, активно действовать. Возможны различные приёмы с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре. Воспитание желания играть со сверстниками – важный момент в формировании социальной активности. Так развивается общение, на основе которого формируются многие качества: товарищество, дружелюбие, взаимопомощь, соперничество и др.

На второй стадии ребёнок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры.

В этот период закладываются основы таких важных качеств, как честность, целеустремлённость, настойчивость, способность преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей.

На третьей стадии ребёнок, уже знакомый с правилами игры проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнить действия, содержащиеся в игре: угадать, найти, спрятать, изобразить, подобрать. Чтобы успешно справиться с ними, необходимо проявить смекалку, находчивость, способность ориентироваться в обстановке.

Ребёнок, усвоивший игру, должен стать и её организатором, и её активным участником. С таким ребёнком другие дети охотно вступают в игру.

Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, созидающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Способности и профессионально-важные качества учителя музыки
В психологических исследованиях подчеркивается, что в личности учителя проявляется синтез его личных качеств, способностей, знаний, умений и навыков. В первую очередь успех в обучении и воспитании подрастающего поколения зависит от таких черт, как направленность, сформированность ряда эмоционально- ...

Преимущества и недостатки использования различных методик при обучении выразительному чтению
Обучение учащихся выразительному чтению, т. е. умению произносить вслух текст литературных произведений, имеет долгий путь развития. Оно определялось характером литературных произведений, уровнем развития профессионального искусства и теми задачами, которые ставило перед школой общество. Выразитель ...

Диагностика уровня гражданской воспитанности младших школьников
Формирование гражданственности у младших школьников осуществляется в процессе всей их жизнедеятельности. Главными показателями воспитания человека как гражданина является уровень сформированности качеств личности и уровень проявления гражданской воспитанности. Для выявления этих показателей у младш ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru