Образование » Взаимосвязь развития мышления с памятью и речью у детей младшего школьного возраста » Экспериментальное исследование взаимосвязи развития мышления с памятью и речью у детей младшего школьного возраста

Экспериментальное исследование взаимосвязи развития мышления с памятью и речью у детей младшего школьного возраста

Страница 9

– подгруппу с низкими показателями понятийно-логического мышления, с низкими и средними показателями понятийно-речевого мышления, с низкими и средними показателями понятийно-образного мышления, с низкими и средними показателями зрительной и образной памяти, с низкими показателями развития речи – 20 и 25% соответственно в контрольной и экспериментальной группе;

– подгруппу со средними показателями понятийно-логического и понятийно-речевого и понятийно-образного мышления, со средними показателями зрительной и образной памяти, со средними показателями развития речи – 25 и 30% соответственно в контрольной и экспериментальной группе;

– подгруппу со хорошими показателями понятийно-логического и понятийно-речевого и понятийно-образного мышления, со средними показателями зрительной и образной памяти, со средними показателями развития речи – 35 и 30% соответственно в контрольной и экспериментальной группе;

– подгруппу с высокими показателями понятийно-логического и понятийно-речевого и понятийно-образного мышления, зрительной и образной памяти, развития речи – 20 и 15% соответственно в контрольной и экспериментальной группе.

Программа развивающих занятий включала следующие направления: развитие произвольной памяти; развитие речи; развитие познавательной активности.

При разработке формирующей программы использовались принципы комплексного влияния на ряд высших психических функций с выделением вместе с тем доминирующих объектов воздействия, изменяющихся по мере вхождения первоклассников в учебный процесс.

В результате проведенной контрольной диагностики мышления, памяти и речи можно отметить, что в контрольной группе практически изменений не произошло. В экспериментальной же группе произошел «переход» детей экспериментальной группы с более низкого уровня на более высокий по всем показателям. Наибольшие изменения произошли в развитии понятийно-речевого мышления и активного словаря, наименьшие в развитии логического мышления. Показатели развития мышления, памяти и речи коррелируют между собой.

Результаты контрольной диагностики позволяют сделать вывод об эффективности формирующей программы по развитию памяти и речи. Следовательно, гипотеза исследования о том, что высокий уровень развития памяти и речи детей младшего школьного возраста определяет развитие понятийно-логического мышления, подтвердилась.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Содержание

Воображение

процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

Восприятие

процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств

Галлюцинация

фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с окружающей человека действительностью.

Грезы

психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.

Диалогическая речь

разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят попеременно

Избирательность

свойство восприятия выделять и воспринимать только часть каких-либо объектов из окружения, превращая все остальное в этот момент в невоспринимаемый фон

Интеллект

устойчивая структура способностей, в основе которых лежат процессы, обеспечивающие переработку разнокачественной информации и осознанную оценку ее

Мечта

более реалистична и в большей степени связана с действительностью

Монологическая речь

речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют

Мышление

умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера

Наглядно-действенное мышление

процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком, с реальными предметами

Наглядно-образное мышление

мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может

Обучение

основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников

Память

процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта

Письменная речь

особый вид речи, использующий графические символы для передачи речевых звуков

Сенсорные эталоны

представления об основных разновидностях свойств и отношений, которые возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок

Синкретизм

осмысление всего предмета по какой-то одной случайной детали

Теоретическое образное мышление

материалом, который использует человек для решения задачи, являются представления и образы

Теоретическое понятийное мышление

человек в процессе решения задачи непосредственно не обращается к опытному изучению действительности, не получает сам необходимые для мышления эмпирические факты, не предпринимает практических действий, направленных на реальное преобразование действительности

Фантазия

продукт воображения, суть которого заключается в изменении облика реальной действительности, отраженной в сознании

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Похожие публикации:

Коррекционная программа для подростков из неблагополучных семей
После проведения исследования и получения результатов, нами была подобрана коррекционная программа для психолого-педагогической поддержки подростков из неблагополучных семей. Цель программы: предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков; расширение роле ...

Общее понятие о способностях
Интерес к проблеме способностей проявляли еще выдающиеся педагоги прошлого. Так Ян Амос Коменский в "Великой дидактике" не раз выступает против того, что школа подводит всех учеников под один шаблон и тем обезличивает их. На исключительную важность учета индивидуальных особенностей челове ...

План-конспект урока-беседы о традиционных художественно-промысловых центрах Дагестана
Вид занятия: Беседа об искусстве в 5 классе. Тема урока: «Художественные промыслы Дагестана» (с.Кубачи, с.Балхар, с.Унцукуль, г. Дербент). Задачи: 1. Расширить знания учащихся о народных художественно промысловых центрах Дагестана, родного края. 2. Повысить интерес к традициям народного искусства. ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru