– подгруппу с низкими показателями понятийно-логического мышления, с низкими и средними показателями понятийно-речевого мышления, с низкими и средними показателями понятийно-образного мышления, с низкими и средними показателями зрительной и образной памяти, с низкими показателями развития речи – 20 и 25% соответственно в контрольной и экспериментальной группе;
– подгруппу со средними показателями понятийно-логического и понятийно-речевого и понятийно-образного мышления, со средними показателями зрительной и образной памяти, со средними показателями развития речи – 25 и 30% соответственно в контрольной и экспериментальной группе;
– подгруппу со хорошими показателями понятийно-логического и понятийно-речевого и понятийно-образного мышления, со средними показателями зрительной и образной памяти, со средними показателями развития речи – 35 и 30% соответственно в контрольной и экспериментальной группе;
– подгруппу с высокими показателями понятийно-логического и понятийно-речевого и понятийно-образного мышления, зрительной и образной памяти, развития речи – 20 и 15% соответственно в контрольной и экспериментальной группе.
Программа развивающих занятий включала следующие направления: развитие произвольной памяти; развитие речи; развитие познавательной активности.
При разработке формирующей программы использовались принципы комплексного влияния на ряд высших психических функций с выделением вместе с тем доминирующих объектов воздействия, изменяющихся по мере вхождения первоклассников в учебный процесс.
В результате проведенной контрольной диагностики мышления, памяти и речи можно отметить, что в контрольной группе практически изменений не произошло. В экспериментальной же группе произошел «переход» детей экспериментальной группы с более низкого уровня на более высокий по всем показателям. Наибольшие изменения произошли в развитии понятийно-речевого мышления и активного словаря, наименьшие в развитии логического мышления. Показатели развития мышления, памяти и речи коррелируют между собой.
Результаты контрольной диагностики позволяют сделать вывод об эффективности формирующей программы по развитию памяти и речи. Следовательно, гипотеза исследования о том, что высокий уровень развития памяти и речи детей младшего школьного возраста определяет развитие понятийно-логического мышления, подтвердилась.
Глоссарий
№ п/п |
Понятие |
Содержание |
Воображение |
процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. | |
Восприятие |
процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств | |
Галлюцинация |
фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с окружающей человека действительностью. | |
Грезы |
психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. | |
Диалогическая речь |
разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят попеременно | |
Избирательность |
свойство восприятия выделять и воспринимать только часть каких-либо объектов из окружения, превращая все остальное в этот момент в невоспринимаемый фон | |
Интеллект |
устойчивая структура способностей, в основе которых лежат процессы, обеспечивающие переработку разнокачественной информации и осознанную оценку ее | |
Мечта |
более реалистична и в большей степени связана с действительностью | |
Монологическая речь |
речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют | |
Мышление |
умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера | |
Наглядно-действенное мышление |
процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком, с реальными предметами | |
Наглядно-образное мышление |
мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может | |
Обучение |
основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников | |
Память |
процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта | |
Письменная речь |
особый вид речи, использующий графические символы для передачи речевых звуков | |
Сенсорные эталоны |
представления об основных разновидностях свойств и отношений, которые возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок | |
Синкретизм |
осмысление всего предмета по какой-то одной случайной детали | |
Теоретическое образное мышление |
материалом, который использует человек для решения задачи, являются представления и образы | |
Теоретическое понятийное мышление |
человек в процессе решения задачи непосредственно не обращается к опытному изучению действительности, не получает сам необходимые для мышления эмпирические факты, не предпринимает практических действий, направленных на реальное преобразование действительности | |
Фантазия |
продукт воображения, суть которого заключается в изменении облика реальной действительности, отраженной в сознании |
Содержание и организация процесса сопровождения
То, что учить разных детей одинаково нельзя - истина, известная каждому педагогу. Но всегда ли удаётся реализовать её в повседневной работе с детьми. Есть ли у вас в классе одарённые дети? Как их выявить? Как учить? Что считать одарённостью? По мнению ученых, количество явно или неявно одарённых де ...
Урок - это классическая форма передачи знаний
Урок - это классическая форма передачи знаний. Настрой, с которым учитель приходит в класс фактически определяет характер взаимодействия, линию успеха, степень включенности учащихся, дисциплину на уроке, качество урока, успешность процесса и результат. Излишняя легкость и веселость приводит к повыш ...
Организация и методы экспериментального исследования успеваемости и
коммуникативно-организаторских способностей студентов психолого-педагогического
и юридического факультетов
Цель исследования: изучение и установление взаимосвязи между успеваемостью и коммуникативно-организаторскими способностями у студентов психолого-педагогического и юридического факультетов ГАГУ, составление, реализация и оценка эффективности тренинговой программы. Задачи исследования: - провести мет ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.