Образование » Эффективные программы по коррекции и развитию устной речи у младших школьников с задержкой психического развития » Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР

Страница 2

Особенности памяти.

Память у таких детей снижена. Особенно страдают те ее виды, которые требуют участия мыслительных процессов (опосредованное запоминание). Снижены и более элементарные виды памяти. Механическая память этих детей характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания. Но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме. Отмечается снижение продуктивности и устойчивости произвольного запоминания, особенно в условиях значительной нагрузки. О том, что дети с ЗПР с трудом овладевают сложными видами памяти, говорят такие факты: эти дети, независимо от структуры и содержания материала, вплоть до 4 класса преимущественно пользуются механическим заучиванием.

Особенности мышления.

Для формирования сложных форм мыслительной деятельности необходимо полноценное развитие элементарных форм мышления - наглядно-действенного и наглядно – образного. Недоразвитие этих форм отрицательно сказывается на всех последующих этапах умственного развития ребенка. К началу школьного обучения дети с ЗПР отстают от нормально развивающихся сверстников по уровню сформированности наглядно - действенного мышления. При складывании сложных геометрических узоров по образцу, решений геометрических заданий выяснилось, что установление подобия и тождества между простыми формами не представляется трудным для детей, но решение сложных задач (сложить фигуры по образцу из большого числа элементов) уже вызывает существенные затруднения. Успешность решения таких задач зависит не только от числа элементов в образце, но и от их взаимного расположения. Особенности мыслительной деятельности детей с ЗПР наиболее ярко проявляются в словесно – логическом мышлении, но заметны уже и в наглядно – действенном и наглядно – образном: отсутствие готовности к решению, недостаточная выраженность ориентировочного этапа в их решении, неспособность к необходимому интеллектуальному усилию, неумение контролировать себя в ходе выполнения задания, низкий уровень развития основных мыслительных операций. У детей с ЗПР обнаруживается недостаточный уровень сформированности и основных интеллектуальных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и абстракции. Отмечается непланомерность анализа, недостаточная его тонкость, односторонность. Обобщения расплывчаты и слабо дифференцированы. Наиболее характерная особенность - несоответствие между уровнем интуитивно – практического и словесно – логического мышления. При выполнении задания на классификацию, правильно сгруппировав предметы по родовой принадлежности, они часто не могут обозначить выделенную группу соответствующим понятием, объяснить принцип, по которому проводится классификация. Мышление детей с ЗПР характеризуется поверхностью, которая проявляется в абстрагировании и обобщении несущественного, недостаточной гибкости мышления, склонности к шаблонным, стереотипным решениям. Способ действия, эффективный в одних условиях, неоправданно переносится на другие.

Страницы: 1 2 

Похожие публикации:

Нарушение письменной речи – дисграфия: этиология, механизм
У всех детей, обучающихся в школе для детей с ТНР, независимо от диагноза имеются сложности в овладении письменной речью, так называемая дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем при ...

Организация и методы экспериментального исследования успеваемости и коммуникативно-организаторских способностей студентов психолого-педагогического и юридического факультетов
Цель исследования: изучение и установление взаимосвязи между успеваемостью и коммуникативно-организаторскими способностями у студентов психолого-педагогического и юридического факультетов ГАГУ, составление, реализация и оценка эффективности тренинговой программы. Задачи исследования: - провести мет ...

Методика отслеживания и стимулирования творческого саморазвития ребенка
Неотъемлемым компонентом педагогической системы является организация наблюдения и фиксирования изменений в творческом саморазвитии детей. В качестве инструмента для получения конкретных срезов движения ребенка от одной стадии к другой мы разработали карточку диагностики и развития индивидуальных ос ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru