Особенности памяти.
Память у таких детей снижена. Особенно страдают те ее виды, которые требуют участия мыслительных процессов (опосредованное запоминание). Снижены и более элементарные виды памяти. Механическая память этих детей характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания. Но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме. Отмечается снижение продуктивности и устойчивости произвольного запоминания, особенно в условиях значительной нагрузки. О том, что дети с ЗПР с трудом овладевают сложными видами памяти, говорят такие факты: эти дети, независимо от структуры и содержания материала, вплоть до 4 класса преимущественно пользуются механическим заучиванием.
Особенности мышления.
Для формирования сложных форм мыслительной деятельности необходимо полноценное развитие элементарных форм мышления - наглядно-действенного и наглядно – образного. Недоразвитие этих форм отрицательно сказывается на всех последующих этапах умственного развития ребенка. К началу школьного обучения дети с ЗПР отстают от нормально развивающихся сверстников по уровню сформированности наглядно - действенного мышления. При складывании сложных геометрических узоров по образцу, решений геометрических заданий выяснилось, что установление подобия и тождества между простыми формами не представляется трудным для детей, но решение сложных задач (сложить фигуры по образцу из большого числа элементов) уже вызывает существенные затруднения. Успешность решения таких задач зависит не только от числа элементов в образце, но и от их взаимного расположения. Особенности мыслительной деятельности детей с ЗПР наиболее ярко проявляются в словесно – логическом мышлении, но заметны уже и в наглядно – действенном и наглядно – образном: отсутствие готовности к решению, недостаточная выраженность ориентировочного этапа в их решении, неспособность к необходимому интеллектуальному усилию, неумение контролировать себя в ходе выполнения задания, низкий уровень развития основных мыслительных операций. У детей с ЗПР обнаруживается недостаточный уровень сформированности и основных интеллектуальных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и абстракции. Отмечается непланомерность анализа, недостаточная его тонкость, односторонность. Обобщения расплывчаты и слабо дифференцированы. Наиболее характерная особенность - несоответствие между уровнем интуитивно – практического и словесно – логического мышления. При выполнении задания на классификацию, правильно сгруппировав предметы по родовой принадлежности, они часто не могут обозначить выделенную группу соответствующим понятием, объяснить принцип, по которому проводится классификация. Мышление детей с ЗПР характеризуется поверхностью, которая проявляется в абстрагировании и обобщении несущественного, недостаточной гибкости мышления, склонности к шаблонным, стереотипным решениям. Способ действия, эффективный в одних условиях, неоправданно переносится на другие.
Экспериментальная работа по апробации комплекта занятий
по теме «PowerPoint» по информатике с применением развивающих технологий
С целью практического обоснования выдвинутой гипотезы, нами был проведен эксперимент. Работа проводилась с 12.05.09 по 25.05.09. и состояла из нескольких этапов. Программа проведения опытно-экспериментальной части работы предусматривала три главных этапа: констатирующий; формирующий; контрольный. Н ...
Развитие у ребенка потребности в физическом совершенстве
Задачи второй группы Средствами реализации этой группы задач являются деятельность детей, игры, а также художественные средства (художественная литература, фольклор, кинофильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства). Работа проходит в разных формах: физкультурно-оздоровительная ра ...
Теоретический анализ взглядов на формирование фонематического
восприятия у дошкольников со стёртой дизартрией
Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др. Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фоне ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.