Образование » Педагогическая культура семьи, её воспитательный потенциал » Педагогическая культура семьи

Педагогическая культура семьи

Страница 2

Вторым важнейшим признаком культуры семьи служит избирательность. Представляется, что в этом плане семьи могут быть классифицированы как либеральные и консервативные. Для либеральных свойственна ориентация на творчество, универсальность труда, инновационные знания, игротехнику. Для консервативных — приверженность традициям, классические знания, ориентация на трудовую специализацию.

Третьим важнейшим признаком является способность семьи к упорядочиванию разных сфер жизни. Эта способность возникает там, где возможным становится соотнесение разных картин мира: супругов, детей, родственников. Виды семей по этому признаку высокопорядочные и малопорядочные.

Четвертым признаком является символизм и семантика семьи. Культура является ненаследуемой генетически картиной мира. Она дает человеку нечто, чего нет в генетике. Это символы, знаки, и значения, образующие семиотическое пространство в жизни семьи. С данной точки зрения, семьи могут быть классифицированы как высокообразованные и низкообразованные, высокомобильные и низкомобильные.

Пятым признаком культуры семьи (признак аксиологизма) служат ее ценностные ориентации.

Можно выделить три вида ценностей — физические, духовные и материальные. Суть физических ценностей состоит в раскрытии с помощью семиотических средств природных способностей членов семьи. Эти ценности проявляются в культуре валеологической, эротической, экологической, психологической. По этому признаку семьи могут быть классифицированы как антропологически активные и антропологически пассивные.

Духовные ценности вытекают из физических и обращены на создание среды обитания человека в виде системы правил и прецедентов — моральных, правовых, интеллектуальных, эстетических, религиозных. Данные ценности находят воплощение в культуре сакральной и секулярной, образовательной и рефлексивной, коммуникативной и художественно-эстетической, правовой и моральной, технической и гуманитарной. По этому основанию семьи можно классифицировать как высокодуховные и малодуховные.

Материальные ценности связаны с обработкой материалов природы средствами техники для создания искусственной среды обитания человека. Это культура быта, жилища, одежды, утвари, домашней техники, культура труда, дизайна и эстетической среды обитания. По отношению к материальным ценностям в культуре семьи можно выделить такие виды как материально богатые и материально бедные.

Семья, особенно на раннем этапе развития ребенка, является существенным фактором его социализации. Ее воспитывающее воздействие определяется, прежде всего, всем стилем ее жизни, ее достатком, культурой, в том числе и педагогической.

Педагогическая культура – это особая подсистема, особый вид общей культуры, проникающий во все сферы жизни, где есть элементы социального наследования. Педагогическая культура соотносится с общей культурой как элемент, фиксирующий способы реализации сущностных сил человека; как характеристика степени активности в деятельности по передаче социального опыта; как характеристика степени осознания субъектом педагогического воздействия диалогичности и субъект-субъектного характера педагогического процесса; как характеристика включенности в процесс формирования подрастающего поколения.

Принято выделять профессиональную и народную педагогическую культуру, прямо связанную с народной педагогикой, которая слита с народной этикой и миропониманием.

Истоки педагогической культуры семьи лежат в глубинах народной педагогики. Педагогическая культура в семье развивается за счет традиций, норм и правил, устоявшихся в народной педагогике. Семья выступает главным носителем и хранителем национальных традиций и стереотипов поведения. Она же главный агент их передачи, т.е. основное звено в механизме трансляции социального опыта.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru