А что делать родителям, какую избрать тактику поведения, как помочь леворукому ребенку не потерять себя? Ничего необычного, быстродействующего, не требующего от родителей большого терпения.
Первое условие. Леворукий ребенок никогда, ни в какой форме, ни в какой ситуации не должен чувствовать негативное отношение к леворукости. Негативное отношение – это обязательно высказанный упрек или разговор о том, что ребенок – левша. Вполне достаточно тяжелого вздоха, когда вы берете в руки тетрадь, и нетерпения при объяснении, и даже случайного упоминания о неловкости и т.п. Не думайте, что ребенок не заметит, если вы, разговаривая по телефону, невзначай скажете: «Конечно, не очень хорошо пишет, ведь левой рукой». Он может не показать виду, даже не осознать это, но ваши слова заставят его еще раз вспомнить, что у него что-то не так.
Второе условие. Не драматизируйте ситуацию школьных неудач. Ребенок должен быть уверен, что нет ничего непоправимого, что все трудности преходящи и с вашей помощью он с ними справится. Однако постарайтесь понять их истинные причины, ведь они могут быть разнообразны. Если не дается письмо, если не запоминаются буквы, если они корявы, разновелики, если неуверен штрих и дрожит рука – нужны занятия по развитию моторики и зрительно-моторных координации. Эти занятия должны быть ежедневными, но продолжительность – 15–20 минут. Хороши при этом лепка и рисование, вышивание, вязание, плетение макраме и прочие действия, развивающие координацию движений пальцев, кисти. Даже завязывание и развязывание узелков и скручивание шерстяной пряжи годятся для такой тренировки.
Если ребенок пишет зеркально, путает близкие по конфигурации буквы и цифры, если переставляет местами буквы, теряет строку при чтении, путает правую – левую стороны – займитесь тренировкой зрительно-пространственного восприятия.
Если речь ребенка бедна и невыразительна, предложения односложны, если ему трудно описать самую простую ситуацию или составить рассказ по картинке, – не откладывая, займитесь этой работой. Проконсультируйтесь с учителем, он поможет вам, а еще лучше – обратитесь к логопеду и получите необходимые рекомендации.
Помощь логопеда понадобится и в тех случаях, когда у ребенка есть трудности звукобуквенного анализа.
Третье условие. Леворукий ребенок, как правило, возбудим, быстро утомляется, а значит, день ребенка должен быть построен так, чтобы не было перегрузки и переутомления.
Если ребенок очень утомляется, если вы отмечаете любые проявления невротических расстройств, то лучше освободить ребенка от «продленки» и дать возможность днем час-полтора поспать или просто полежать. Не забывайте, что 3,5–4 часа необходимо оставить для прогулок, игр на воздухе, а продолжительность сна должна быть не меньше 11 часов.
Четвертое условие. Приготовление уроков не должно быть причиной ссор, взаимного раздражения, конфликтов. Лучше, если с первого дня ребенок будет садиться за уроки сам и научится просить вас о помощи, если он в ней нуждается. В отличие от уроков на обучающих занятиях, следует работать вместе с ребенком. Жалобы родителей на то, что «сам не может», «ничего без меня не получается», «приходится сидеть буквально на одном стуле», как правило, уже результат. Ребенок очень быстро привыкает тому, что не он, а вы отвечаете за качество приготовления уроков. Готовить уроки в один присест не стоит, гораздо эффективнее такой режим : через каждые 15–20 минут работы 10–15-минутный отдых, который ребенок может использовать по своему усмотрению. У ребенка должно быть право самому выбирать, что он будет делать вначале, вы можете что-то посоветовать или как бы невзначай порекомендовать, но ни в коем случае не требовать. Кстати, в общении с ребенком всегда эффективнее придерживаться тактики совета, а не беспрекословно исполняемого приказа. Недопустимы и упреки типа: «Я тебе говорила…», «Я тебя предупреждала…», «Вот видишь, что получилось…». Это только рождает страх перед неудачей, неуверенность. Ребенок должен иметь право на ошибку и при этом быть уверенным, что ошибки не караются, а исправляются. И тогда вы не услышите: «Не могу», «Не получается» и «Никогда не буду».
Понятия. Значение диагностики. Сущность и содержание педагогической
диагностики
Диагноз – распознание любого отклонения от нормального функционирования или развития и даже как определение состояния конкретного объекта (группы, воспитанника, семьи, конкретного лица). Диагностика – область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценк ...
Выявление уровня толерантности у младших школьников
Целью проведения данного исследования стало подтверждение гипотезы о том, что формированию толерантности как одного из свойств личности способствует правильная организация учебной, воспитательной работы и внеклассной работы. Задачи были поставлены следующие: - определить уровень сформированности то ...
Принципиальные отличия правополушарного и левополушарного доминирования
Есть особенности функционального развития леворуких детей, отмечаемые почти всеми исследователями. Они должны учитываться в процессе обучения. Это прежде, всего лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербальных. Леворукие дети хуже справляются со зрительно-пространственными заданиями, чем со с ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.