Образование » Влияние самооценки младшего школьника на социальный статус ребенка » Самооценка: понятие, сущность, виды

Самооценка: понятие, сущность, виды

Страница 1

Традиционно, в психологии, основателем изучения проблемы самооценки человека считается Уильям Джеймс. В самооценке он видит только самодовольство субъекта или же, наоборот, недовольство собой. В его понимании самооценка является эмоциональным компонентом.

Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. в кратком психологическом словаре дают следующее определение самооценке:

Самооценка – суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образом, эталоном. Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи и так далее. Это сложная психологическая система, иерархически организованная и функционирующая на разных уровнях. Человек выступает для самого себя как особый объект познания. Познание себя включено в еще более широкую систему познания внешнего мира и осуществления в непрерывном взаимодействии человека с миром. Самооценка связана со всеми проявлениями психической жизни человека. Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. На этой основе личность самооценивает себя, свои возможности, качества, место среди других людей, достигнутые результаты в различных сферах жизнедеятельности, взаимопонимание с людьми.

У Дубровиной понятие самооценки состоит в следующем:

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям.

Самооценка зависит и от развитости у человека рефлексии, критичности, требовательности к себе и окружающим.

Когда говорят о самооценке того или иного человека, как правило, подчеркивают ее результат: высокая или низкая, адекватная или неадекватная, завышенная или заниженная.

Важной основой самооценки являются принятые в обществе социальные и нравственные нормы, традиции и обычаи. Согласно К. Роджерсу, высокая, «забегающая вперед» реальных возможностей личности самооценка необходима для личностного роста.

Именно при наличии высокой самооценки возможно реальное понимание ситуации, себя и окружающих людей. Поведение такого человека отличает слитность субъективного и реального.

В структуре самооценки психологами выделяют два компонента: когнитивный – знание о себе, доводы, анализ, сравнение, синтез, суждение, умозаключение и эмоциональный – отношение к себе, удовлетворенность, раскаяние, одобрение.

Высокая самооценка прямо связана с достаточно низкой тревожностью. Самооценка – основной структурный компонент самосознания личности. Она играет важную роль в саморегуляции и самовоспитании.

Различают общую и частную самооценку. У ребенка младшего школьного возраста общая самооценка находится в процессе формирования, она еще не устоялась и подвержена любому влиянию. Поэтому дети этого возраста нуждаются в постоянном одобрении, в подтверждении, что в принципе он хороший и достоин любви. Например, данные современных психологических исследований показывают, что положительная самооценка ребенка играет значительно большую роль в успешном обучении, чем уровень его умственного развития. Ребенок с положительной самооценкой готов рисковать и пробовать снова и снова, поскольку он верит в себя.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Анализ и оценка воспитательного мероприятия
Дата: 30.10.12 Название воспитательного мероприятия: "Я выбираю здоровье" № группы 219 Специальность: технолог продовольственных продуктов Ф.И.О. педагога, проводившего мероприятие: Власова Полина Анатольевна Цели. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью, воспитание взаимопом ...

Цели, задачи, этапы работы с семьями, воспитывающих детей с нарушением слуха
Рождение ребенка с проблемами в развитии, как отмечалось выше, вносит определенную степень напряженности в отношения между супругами. Этим объясняется необходимость психологической и коррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с нарушением слуха. Цели и задачи, решаемые педагогами в процес ...

Творческая биография Агнии Барто
Барто Агния Львовна (1906-1981), известная детская писательница. Родилась 4 (17) февраля 1906 в Москве в семье врача-ветеринара. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии. В годы учебы, испытывая творческое влияние А.А. Ахматовой и В.В. Маяковского, начала пис ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru