Образование » Образовательная и познавательная ценность сказок в развитии младших школьников » Роль сказок в процессе обучения младших школьников

Роль сказок в процессе обучения младших школьников

Страница 2

6 этап – Углубленный анализ из ролей.

Углубленный анализ из ролей является самым важным этапом занятия, именно здесь порой происходят в полном смысле этого слова катарсический прорыв и инсайт. Ведущий просит участников не выходить из ролей и оставаться в них до того момента, когда будет сказано не что иное. Ведущий предупреждает, что он будет задавать вопросы, а тот человек, к которому будет обращен вопрос, должен отвечать так, как, по его мнению, ответил бы его герой -то есть от лица персонажа.

Каковы же вопросы ведущего, в чем же основная цель? Для иллюстрации приведем некоторые из вопросов, из сказки Ш. Перро «Золушка».

1) Давно ли вы вышли замуж за Дровосека?

2) Что вас заставило это сделать?

3) Как вы относитесь к своему мужу?

4) Чем вы в себе гордитесь?

5) Есть ли у вас мечта? В чем она состоит?

Перечисленные вопросы позволяют увидеть, что в большинстве случаев «открытый характер», то есть дают возможность свободного фантазирования и погружения в исполняемую роль.

7 этап – Деролинг.

Деролинг – писходраматическая процедура «снятия «роли. Эмоциональное погружение в роль на предыдущих этапах может быть велико, что «актеров» требуется «вернуть» в самих себя. Для этого достаточно каждому исполнителю произнести ритуальную фразу «Я не (имя персонажа), я - (собственное имя).

8 этап – анализ «от себя» На этом этапе из участников рассказывает о своих переживаниях, возникших во время исполнения роли и анализа из ролей, о появившихся мыслях. Самое главное здесь - дать возможность высказаться каждому.

Такая работа вызывает стремление перечитать сказки, переосмыслить их содержание. На следующем занятии происходит возвращение к событиям предыдущего. Участники высказывают желание сообщить о том, как эта процедура повлияла на их поведение.

Игра «Конструирование сказок»

Группа разбивается на подгруппы по пять человек. Карточки перемешиваются, и представители подгрупп вытягивают наугад из стопки по пять карточек. Через двадцать минут каждая подгруппа должна разыграть перед остальными сказку, в которой действовали бы все оставшиеся персонажи.

Игра «Конструирование сказок»

Каждый участник группы вытягивает карточку с именем сказочного персонажа. Затем проводится процедура «Сочинение сказки по кругу». Кто-то из участников предлагает зачин сказки, произнеся несколько фраз. Сказку подхватывает участник, сидящий слева, потом – следующий. Самое главное условие: участник, получивший слово, должен ввести в сюжет создаваемой сказки своего персонажа.

Игра «Конструирование сказок»

Общая процедура сходна с предыдущей, в стопку карточек со сказочными героями отбираются персонажи одной сказки. Например: Карабас Барабас, Буратино, Кальвина. В результате распределения типов персонажей и последовательности функций в сказке игроки вынуждены изменить сюжет содержание начальной сказки и фактически придумать новую.

Игра «Сказочные шахматы»

Эту игру, являющуюся авторской разработкой. Можно поводить как с младшими школьниками, так и подростками и старшеклассниками. При работе с малышами особое внимание следует обратить на подачу инструкции: повторить несколько раз.

Основная цель – развитие у учащихся умений и навыков социальной перцепции при использовании невербальных средств общения. Игра развивает сообразительность, инициативность, помогает формированию сплоченности группы.

Группа имеет несколько вариантов. Если в группе меньше десяти человек, то игра становится слишком легкой и не такой интересной.

Придумайте сказку

Цель: развивать наблюдательность; связную речь; творческое воображение.

Руководство: использовать картинки из заданий: «Отгадай загадку», «придумай сказку».

Предложить ребенку выполнить несколько заданий:

- придумать сказку про этого героя или героев.

- придумать сказку с таким началом (если картинка сюжетная)

- придумать сказку с таким концом (если картинка сюжетная)

- прочитать ребенку стихотворение и предложить придумать сказку, спросить: «В чем заключается эта история? Как она началась?» Если ребенок не готов самостоятельно выполнить задание, надо рассмотреть с ним картинку и побеседовать о героях картинки и стихотворения. Нужно попросить рассказать как выглядят герои, какие они по характеру. Если ребенок затрудняется и на это раз, надо начать сказку самой, а они продолжат. Оценивая результаты, нужно обратить внимание на оригинальность замысла, выход за пределы изображенного, на особенности сюжета: бытовой, фантастический, приключенческий сюжет по мотивам знакомых сказок. Оценить связность речи, ее логичность, выразительность эмоциональность, развернутость описаний, наличие диалогов, косвенной речи, запас слов.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Сущность и генезис понятия классический университет
Согласно определению, данному в постановлении Кабинета министров от 5 сентября 1996 года. Классический университет — это многопрофильное высшее учебное заведение, готовящее специалистов по широкому спектру естественных, гуманитарных, технических и других направлений. Кроме того, в таком вузе провод ...

Тип взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста
У детей рассматриваемого возрастного этапа очень остро и своеобразно складываются взаимоотношения со значимыми другими людьми, которые входят в их личностную микросреду. На этом этапе могут произойти весьма серьезные изменения социального и персонального состава взрослых, оказывающих влияние на реб ...

Понятие «Воспитательная технология». Воспитательный результат технологии
Воспитательная технология – приложена к процессу становления, формирования человека как соц.способного существа. ВТ – это прежде всего пед.технология. Пед.технологии в педагогике на слуху существуют более 10 лет. Вокруг феномена пед.технологий немало споров. Остановимся на процессуальном подходе, с ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru