Организация работы кружковцев по запланированным темам.
При организации работы кружковцев по любой теме многие учителя придерживаются следующего порядка работы.
Вводное (установочное) занятие, обычно носящее теоретический характер.
Самостоятельная работа кружковцев (в основном исследовательской направленности).
Отчетное занятие.
Выпуск стенгазеты, оформление выставки по результатам работы.
Схема работы кружка юннатов (по Верзилину Н. М., Корсунской В. М.)
На вводном занятии перед юннатами ставится цель предстоящей работы, раскрывается ее содержание. При этом можно использовать учебные кинофильмы, диафильмы, назвать доступную литературу, относящуюся к рассматриваемой теме и т. д. После предварительной ознакомительной работы между юннатами распределяются индивидуальные или групповые задания для самостоятельной исследовательской работы, проводится инструктаж для выполнения.
Самостоятельная работа юннатов по рассмотренной теме заключается в проведении опытов и наблюдений в природе, уголке живой природы, в работе научно-популярной литературой с последующим составлением рефератов, изготовлением наглядных пособий. Хотя взятые на вводном занятии задания кружковцы затем выполняют самостоятельно, они всегда могут получить дополнительные разъяснения у руководителя кружка, который должен интересоваться ходом их самостоятельной работы.
На отчетном занятии кружка юннаты докладывают о проделанной работе, демонстрируют коллекции, фотоснимки изучаемых объектов, зачитывают записи проведенных наблюдений. На этом же занятии редколлегии кружка поручается выпуск газеты по его материалам.
Общие собрания кружка в школе обычно проводят один раз в месяц, а самостоятельная индивидуальная или групповая работа юннатов по выбранным ими заданиям – в течении всего времени, необходимого для их выполнения.
Внеклассная работа остается для учащихся интересной лишь в том случае, если они не ощущают в ней застоя, однообразия. Поэтому нужно постепенно вести кружковцев от выполнения простых опытов и наблюдений к проведению более сложных, имеющих исследовательский характер.
Большое значение в развитии кружковой работы в школе имеет организация поощрения юннатов, выражающаяся прежде всего в записи выполнения ими полезных дел в общем дневнике кружка и систематическом «обнародывании» записей в сенной печати.
Массовые внеклассные мероприятия.
Это, например, биологические олимпиады, вечера, праздники, часы занимательной биологии, работа по охране природы. Они организуются учителем биологии с помощью кружковцев или группы учащихся, неоформленных в кружок, ученического актива школы.
Школьные биологические олимпиады проводят в два тура. Обычно за месяц до проведения олимпиады группа юннатов выпускает бюллетень о порядке ее проведения, вывешивает список рекомендованной литературы.
Первый тур олимпиады проходит письменно по нескольким вариантам, включающим по 2-3 вопроса, требующих кратких конкретных ответов. Для проведения второго тура олимпиады юннаты подготавливают живые и фиксированные природные объекты, чучела, таблицы, рисунки и фотоснимки растений и животных, анатомические препараты. Все это размещают по отделам: «Ботаника», «Зоология», «Анатомия и физиология человека», «Общая биология».
В каждом отделе участники олимпиады берут билеты с одним вопросом или заданием, требующим назвать растение, животное или сказать, чьи следы изображены на рисунке, либо кратко рассказать о каком-либо объекте, явлении.
Первый тур олимпиады можно провести и заочно. При этом в специально выпущенном бюллетене учащимся предлагается назвать биологические объекты, изображенные на рисунках и фотоснимках, указать, например, каким видам животных принадлежат следы, погрызы или другие проявления жизни, назвать те или иные органы и рассказать об их функциях в организме. В бюллетене указывается литература. Письменные ответы на вопросы учащиеся опускают в ящик, а затем их оценивают учитель и жюри, выбранные из юннатов.
Победители школьной олимпиады – претенденты на участи в районной или окружной олимпиаде.
Биологические КВН, получившие большое распространение в школах, проводят по примеру телевизионных КВН. Для проведения КВН обычно из нескольких классов (лучше параллельных) отбирают две команды, каждая из которых недели за 2-3 до начала состязания готовит биологическое приветствие для команды-соперника, вопросы, загадки, стихотворения и рассказы о живой природе.
Заблаговременно готовится к КВН и ведущий из числа юннатов. для оценки работы команд во время состязания избирается жюри, в состав которого входит руководитель и актив кружка юннатов, классные руководители учащихся, принимающий активное участие в КВН, председатель ученического коллектива школы. Руководит всей работой учитель – организатор КВН. Он рекомендует участникам соответствующую литературу, интересуется ходом подготовки игры, проводит консультации, дает советы, как можно интереснее реализовать те или иные задумки команд.
Преимущества и недостатки использования различных методик при обучении выразительному
чтению
Обучение учащихся выразительному чтению, т. е. умению произносить вслух текст литературных произведений, имеет долгий путь развития. Оно определялось характером литературных произведений, уровнем развития профессионального искусства и теми задачами, которые ставило перед школой общество. Выразитель ...
Группы педагогических умений
Опишем теперь педагогические умения учителя, объективно необходимые для овладения педагогической деятельностью. Они составляют три большие группы умений, касающихся постановки задач и организации ситуации, применения педагогических приемов воздействия, использования педагогического самоанализа соот ...
Анализ результатов экспериментальной работы по устранению нарушения
звукопроизношения у детей с дизартрическими расстройствами дошкольного возраста
1. Оценим, как отразились регулярные занятия с логопедическим массажем на развитии двигательной функции артикуляционного аппарата и мимической моторики. Представим данные наглядно по экспериментальной группе на рисунке № 5. Таблица №5 Исследование состояния мимической мускулатуры в покое и динамике ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.