Образование » Внеклассное преподавание биологии » Содержание и организация внеклассной работы по биологии

Содержание и организация внеклассной работы по биологии

Страница 1

Основные направления внеклассной работы.

Успех внеклассной работы по биологии в большой степени связан с ее содержанием и организацией. Внеклассная работа должна вызвать интерес у школьников, увлекать их различными видами деятельности. Поэтому ее нельзя превращать в дополнительные занятия учащихся по изучаемым в школе разделам биологии, проводить подобно классным урокам, лабораторным и другим обязательным занятиям. В определенной мере внеклассная работа по биологии должна быть отдыхом школьников от обязательных учебных занятий. При организации внеклассной работы следует всегда учитывать возрастные особенности детей. «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью», - писал К. Д. Ушинский.

Накопленный опыт внеклассной работы в общеобразовательной школе показывает, что в ее основе должна лежать самостоятельная, преимущественно исследовательского характера деятельность учащихся, проводимая под руководством учителя: самостоятельные опыты и наблюдения, работа со справочниками, определителями, журналами, научно-популярной литературой.

Основное содержание внеклассной работы по биологии должно быть связано с изучением окружающей живой природы, общественно полезным трудом по охране природы, пропагандой природоохранных знаний среди населения, изготовлением наглядных пособий.

Внеклассная работа ботанического содержания, проводимая преимущественно с учащимися V-VI класса, должна включать наблюдения и опыты по изучению строения и физиологии растений; ознакомление с многообразием растительного мира и значением дикорастущих растений в жизни человека, с сезонными явлениями в жизни растений, занятия по комнатному цветоводству и т.п. Среди массовых мероприятий ботанического характера большое значение имеют Неделя сада, День леса, Праздник урожая и т. д.

Основное содержание зоологической внеклассной работы должно быть связано с занятиями по изучению школьниками видового состава наиболее распространенных животных местного края, выявлению животных, вредящих сельскому и лесному хозяйствам, и мер борьбы с ними, ознакомлению с редкими животными и способами их охраны. Большое интерес представляет работа по созданию зоологического уголка живой природы, проведение ухода и наблюдений за их обитателями, их приручение. Из массовых мероприятий зоологического характера большой интерес у детей вызывает работа по привлечению и охране птиц, охране муравейников.

Внеклассная работа по анатомии, физиологии и гигиене человека, проводимая в основном с учащимися VIII класса, обычно включает: опыты и самонаблюдения, выясняющие значение упражнений органов на их развитие; опыты, выясняющие влияние на деятельность органов различных факторов внешней среды; проведение пропаганды среди школьников и населения здорового образа жизни; разъяснение возникновения и распространения различного рода суеверий.

Внеклассная работа по общей биологии связана с изучением наследственности и изменчивости, борьбы за существование в растительном и животном мире, взаимосвязей организмов конкретных местообитаний и т. п. При конкретном определении содержания внеклассной работы по биологии прежде всего следует отдавать предпочтение тем ее видам, которые имеют полезную значимость, дают возможность осуществлять связь теории с практикой, реализовать исследовательский принцип. Содержание внеклассной работы должно быть доступно для каждой возрастной группы учащихся.

Право участия во внеклассной работе. Внеклассной работой занимаются интересующиеся биологией школьники.

Как считают многие учителя и методисты ,не совсем удовлетворительная успеваемость по каким-нибудь предметам не может быть препятствием к приему в кружок. Имеется немало примеров, когда школьники не занимаются ни в каких предметных кружках и не успевают по одному или нескольким предметам. Все свободное время они отдают улице. Учащиеся слабо успевающие по какому-либо предмету, но заинтересовавшиеся внеклассной работой по биологии, в дальнейшем могут и не стать биологами, важно, что они станут людьми, любящими родной край, природу. Человек любой специальности должен с интересом и любовью относится к природе, проявлять стремление к ее охране.

Организация индивидуальной и групповой эпизодической внеклассной работы по биологии.

Внеклассная работа школьников по биологии может быть успешной при условии постоянного руководства ею со стороны учителя. Руководство индивидуальной работой отдельных интересующихся биологией учащихся заключается в том, что учитель помогает им выбрать или уточнить тему занятий, рекомендует прочитать соответствующую литературу, разработать методику проведения опыта или наблюдения, интересуется ходом работы, советует, как можно преодолеть те или иные встретившиеся трудности и т. д. Результаты индивидуальной работы опытные учителя используют затем в качестве иллюстрации при сообщении нового материала на уроках биологии, в заметках стенных газет по биологии, на стендах биологического кабинета.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Генезис и развитие идеи толерантности в истории образования
Проблема толерантности является предметом изучения философии, социологии, психологии, этнографии, истории, религиоведения, культурологии и др. наук. Для педагогики она приобрела особое значение в последнее десятилетие в условиях гуманистического воспитания. Для истории педагогики идея толерантности ...

Задачи урока физической культуры
Результаты педагогического процесса в физическом воспитании зависят от качества учебной и воспитательной работы, проводимой на уроках. Это достигается последовательным решением задач, положенных в основу каждого урока. Уроки физической культуры имеют образовательные, воспитательные и оздоровительны ...

Средства развития коммуникативности
От стиля зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие. Определенную роль играет и незнание технологии общения, отсутствие у педагога нужных приемов общения. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что при отсутствии у ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru