Образование » Новые схемы анализа как средство описания практики развивающего обучения » Представление урока в рамках категории Ситуации

Представление урока в рамках категории Ситуации

Страница 3

Было проведено исследование так называемого «реального РО» (на конкретном уроке) с помощью решетки категорий сознание, общность, практика - вещь, процесс, ситуация. Получены следующие результаты:

Мы построили изображения данного урока, который можно охарактеризовать, как урок конкретизации, контроля и оценки (в рамках категории учебной задачи). Анализируя данные изображения, получили следующие выводы:

Если урок полностью «укладывается» в рамки категории вещи, то в нем присутствуют только недеятельностные элементы учения и обучения, т.к. в вещи все элементы остаются неизменными в своих свойствах. Таким образом, в этой категории нельзя отобразить и совершение предметного действия, и рефлексию этого действия. По сути, строя изображение урока-вещи, мы реконструируем план урока, в котором учитель совершает распределение материала по времени, определяет границы урока, примерно представляет коммуникацию, которая будет происходить на уроке.

В изображении урока-процесса присутствуют как деятельностные элементы учения, так и не деятельностные (одни дети отрефлексировали способ и перешли в следующие состояние, а другие нет). Также здесь удается описать деятельностные элементы обучения первого типа – когда учитель рефлектирует действия учеников, для организации их рефлексивного действия (в нашем случае, педагог отрефлексировал проделанное учебное действие одного ребенка и попытался с помощью ее «прорыва» организовать рефлексию других детей)

Изображение урока-ситуации может включать в себя деятельностные и недеятельностные элементы учения, так как ситуация – это полипроцесс, а также деятельностные элементы обучения второго типа, так как для того, чтобы учитель смог разрешить сложившуюся «проблемную» ситуацию, он должен отрефлексировать свои действия.

Мы надеемся, что построение подобных изображений (уже проведенных уроков) на курсах повышения квалификации, поможет учителям не только разобрать и проанализировать (с выделением всех «проблемных» моментов) уже прошедшие уроки, но и позволит ориентироваться в организации реального урока, не упуская его целостности, процесса развития предметной деятельности и проблемных ситуаций. По сути, мы считаем, что во время урока учитель должен видеть его и как вещь (в целом), и как процесс (развитие детей, предметного материала), и как ситуацию (не «затаптывать» вопросы детей, которые не входят в сценарий, а обсуждать их, организуя рефлексию ребенка).

Возможным направлением дальнейших исследований может быть проведение подобного анализа уроков, на которых выполняются другие учебные действия (постановка учебной задачи, обобщение, моделирование и т.д.). Также было бы интересно по этим схемам проанализировать уроки традиционного обучения и сравнить полученные результаты.

Страницы: 1 2 3 

Похожие публикации:

Воспитательный потенциал семьи как элемент педагогической культуры общества
Семья, является ячейкой общества, его составным элементом, и ее педагогическая культура, ее воспитательный потенциал, также являются элементом педагогической культуры общества. Семья оказывает активное воздействие на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведени ...

Результативность использования аналитико-синтетического метода обучения письму учащихся младших классов в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Для оценки эффективности и результативности использования аналитико-синтетического метода обучения письму использовался тот же материал для обследования письма, в исследования принимали участие те же 10 учащихся школы для детей с ТНР (с целью получения достоверных результатов и выявления степени эф ...

Понятие и сущность автономного учреждения
До издания Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об автономных учреждениях", а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений&quo ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru