Образование » Новые схемы анализа как средство описания практики развивающего обучения » Представление урока в рамках категории Ситуации

Представление урока в рамках категории Ситуации

Страница 3

Было проведено исследование так называемого «реального РО» (на конкретном уроке) с помощью решетки категорий сознание, общность, практика - вещь, процесс, ситуация. Получены следующие результаты:

Мы построили изображения данного урока, который можно охарактеризовать, как урок конкретизации, контроля и оценки (в рамках категории учебной задачи). Анализируя данные изображения, получили следующие выводы:

Если урок полностью «укладывается» в рамки категории вещи, то в нем присутствуют только недеятельностные элементы учения и обучения, т.к. в вещи все элементы остаются неизменными в своих свойствах. Таким образом, в этой категории нельзя отобразить и совершение предметного действия, и рефлексию этого действия. По сути, строя изображение урока-вещи, мы реконструируем план урока, в котором учитель совершает распределение материала по времени, определяет границы урока, примерно представляет коммуникацию, которая будет происходить на уроке.

В изображении урока-процесса присутствуют как деятельностные элементы учения, так и не деятельностные (одни дети отрефлексировали способ и перешли в следующие состояние, а другие нет). Также здесь удается описать деятельностные элементы обучения первого типа – когда учитель рефлектирует действия учеников, для организации их рефлексивного действия (в нашем случае, педагог отрефлексировал проделанное учебное действие одного ребенка и попытался с помощью ее «прорыва» организовать рефлексию других детей)

Изображение урока-ситуации может включать в себя деятельностные и недеятельностные элементы учения, так как ситуация – это полипроцесс, а также деятельностные элементы обучения второго типа, так как для того, чтобы учитель смог разрешить сложившуюся «проблемную» ситуацию, он должен отрефлексировать свои действия.

Мы надеемся, что построение подобных изображений (уже проведенных уроков) на курсах повышения квалификации, поможет учителям не только разобрать и проанализировать (с выделением всех «проблемных» моментов) уже прошедшие уроки, но и позволит ориентироваться в организации реального урока, не упуская его целостности, процесса развития предметной деятельности и проблемных ситуаций. По сути, мы считаем, что во время урока учитель должен видеть его и как вещь (в целом), и как процесс (развитие детей, предметного материала), и как ситуацию (не «затаптывать» вопросы детей, которые не входят в сценарий, а обсуждать их, организуя рефлексию ребенка).

Возможным направлением дальнейших исследований может быть проведение подобного анализа уроков, на которых выполняются другие учебные действия (постановка учебной задачи, обобщение, моделирование и т.д.). Также было бы интересно по этим схемам проанализировать уроки традиционного обучения и сравнить полученные результаты.

Страницы: 1 2 3 

Похожие публикации:

Развитие самоконтроля младших школьников в процессе учебной деятельности
Будучи качеством личности и условием проявления ее самостоятельности и активности, самоконтроль в то же время является составной частью, необходимым компонентом всех видов учебной и трудовой деятельности. Он необходим не только при выполнении самостоятельной работы, но и при выполнении заданий на в ...

Технология программированного обучения
Теория возникла в 50-е годы 20 века, предложил ее амер.ученый Бенджамин Скиннер. Он разработал программу подачи инф-ции в виде опред.порций. Позднее немецкий психолог Н.Краудер разработал программу для самостоятельного обучения. Цель: 1.Эффективное обучение на основе научно разработанных программ 2 ...

Проблемы формирования пунктуационных умений младших школьников в практике современной начальной школы
Обучение детей в младших классах является начальным этап обучения пунктуации, которая, как известно, представляет собой совокупность правил постановки знаков препинания. Из знаков препинания в начальных классах изучаются: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая. Причем, запятая уп ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru