Образование » Работа социального педагога по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста в условиях детского сада » Причины и факторы, приводящие к агрессивному поведению у детей дошкольного возраста и особенности его проявления

Причины и факторы, приводящие к агрессивному поведению у детей дошкольного возраста и особенности его проявления

Страница 4

высоким уровнем интеллекта (как общего, так и социального)

хорошо развитой произвольностью;

хорошими организаторскими способностями, умением организовать игру;

достаточно высоким уровнем развития ролевой игры;

высоким социальным статусом в группе сверстников.

Дети этой группы хорошо знают и на словах принимают нормы и правила поведения, но постоянно нарушают их. Нарушая правила, они оправдывают себя и обвиняют своих товарищей, стремясь избежать негативной оценки взрослого: "Он первый начал", "Он сам лезет, я не виноват". Положительная оценка взрослого несомненно важна для них. В то же время они как бы не замечают собственной агрессивности; их способ действия представляется им привычным, нормальным и единственно возможным средством достижения своей цели. Например, выталкивая с площадки товарища, мальчик заявляет: "А что же мне делать, я тоже хочу играть, а он мне мешает". Данный вид агрессивности детей можно назвать нормативно-инструментальным.

В третью группу входят дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели - ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети данного типа используют в основном прямую агрессию, при чём более половины всех агрессивных актов составляет прямая физическая агрессия. Их действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием. Например, безо всякой видимой причины ребёнок хватает другого за волосы и бьёт головой об стену, или толкает с лестницы и со спокойной улыбкой наблюдает крики и слёзы своей жертвы. Обычно такие дети выбирают для своих агрессивных действий одну-две постоянных жертвы - более слабых детей, не способных ответить тем же. Чувства вины или раскаяния при этом совершенно отсутствует. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. На упрёки и осуждение взрослых они отвечают: "Ну и что!", "И пусть ему больно", "Что хочу, то и делаю". Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчёт. Для таких детей особенно характерна мстительность и злопамятность: они долго помнят любые мелкие обиды и пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность. Самые нейтральные ситуации они рассматривают как угрозу и посягательство на свои права.

По результатам психологического обследования эти дети имеют:

средние показатели интеллекта;

произвольность в целом соответствует возрастным нормам;

низкий социальный статус в группе сверстников - их боятся и избегают.

уровень развития игры также находится на средних уровнях, однако содержание их игр часто носит агрессивный характер - все дерутся, мучают или убивают друг друга.

Этот вид детской агрессивности можно назвать целенаправленно-враждебным".

Е.О. Смирновой и ее коллегами также отмечается, что выделенные группы детей значительно отличаются по выраженности тех или иных мотивов агрессии. Так в первой группе агрессия наиболее часто используется для привлечения внимания сверстников, во второй - для достижения конкретной цели (чаще всего - получить желанный предмет); в третьей группе преобладающей мотивацией агрессии является "бескорыстное" причинение вреда сверстникам (агрессия как самоцель). При этом отмечается нарастание данного типа мотивации (как и частоты прямой физической агрессии) от первой группы к третьей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Физиологические данные по функциональной асимметрии полушарий
При оценке размеров и площадей полей правого и левого полушарий было установлено, что общая площадь нижней лобной извилины у правшей слева больше, чем справа. В нижнетеменных областях коры слева увеличены размеры коры в глубине борозд. Островковая область слева больше, чем справа. Рядом авторов пок ...

Понятие педагогической оценки. Функции оценки
Несмотря на то, что система оценок знаний применяется длительное время, основные положения до сих пор не разработаны. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме оценивания успешности учебной деятельности учащихся выявил ряд работ, в которых понятие «оценка» рассматривается с социальных ...

Методика и результаты формирования музыкально-игровых навыков учащихся 1-х классов в процессе внеклассной художественно-творческой деятельности
Второй методический вариант. Особенностью второго методического варианта является взаимосвязь уроков музыки и внеклассной художественно- творческой деятельности учащихся в форме музыкально-театрального кружка. Работа кружка была тесно связана с уроками музыки и имела своей конкретной целью постанов ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru