высоким уровнем интеллекта (как общего, так и социального)
хорошо развитой произвольностью;
хорошими организаторскими способностями, умением организовать игру;
достаточно высоким уровнем развития ролевой игры;
высоким социальным статусом в группе сверстников.
Дети этой группы хорошо знают и на словах принимают нормы и правила поведения, но постоянно нарушают их. Нарушая правила, они оправдывают себя и обвиняют своих товарищей, стремясь избежать негативной оценки взрослого: "Он первый начал", "Он сам лезет, я не виноват". Положительная оценка взрослого несомненно важна для них. В то же время они как бы не замечают собственной агрессивности; их способ действия представляется им привычным, нормальным и единственно возможным средством достижения своей цели. Например, выталкивая с площадки товарища, мальчик заявляет: "А что же мне делать, я тоже хочу играть, а он мне мешает". Данный вид агрессивности детей можно назвать нормативно-инструментальным.
В третью группу входят дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели - ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети данного типа используют в основном прямую агрессию, при чём более половины всех агрессивных актов составляет прямая физическая агрессия. Их действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием. Например, безо всякой видимой причины ребёнок хватает другого за волосы и бьёт головой об стену, или толкает с лестницы и со спокойной улыбкой наблюдает крики и слёзы своей жертвы. Обычно такие дети выбирают для своих агрессивных действий одну-две постоянных жертвы - более слабых детей, не способных ответить тем же. Чувства вины или раскаяния при этом совершенно отсутствует. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. На упрёки и осуждение взрослых они отвечают: "Ну и что!", "И пусть ему больно", "Что хочу, то и делаю". Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчёт. Для таких детей особенно характерна мстительность и злопамятность: они долго помнят любые мелкие обиды и пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность. Самые нейтральные ситуации они рассматривают как угрозу и посягательство на свои права.
По результатам психологического обследования эти дети имеют:
средние показатели интеллекта;
произвольность в целом соответствует возрастным нормам;
низкий социальный статус в группе сверстников - их боятся и избегают.
уровень развития игры также находится на средних уровнях, однако содержание их игр часто носит агрессивный характер - все дерутся, мучают или убивают друг друга.
Этот вид детской агрессивности можно назвать целенаправленно-враждебным".
Е.О. Смирновой и ее коллегами также отмечается, что выделенные группы детей значительно отличаются по выраженности тех или иных мотивов агрессии. Так в первой группе агрессия наиболее часто используется для привлечения внимания сверстников, во второй - для достижения конкретной цели (чаще всего - получить желанный предмет); в третьей группе преобладающей мотивацией агрессии является "бескорыстное" причинение вреда сверстникам (агрессия как самоцель). При этом отмечается нарастание данного типа мотивации (как и частоты прямой физической агрессии) от первой группы к третьей.
Проектная деятельность в обучении информатике
В современном российском образовании различают широкое толкование проекта как понятия и образовательную технологию – «метод проектов». Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – ...
Характеристика типов семенных отношений
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею, система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допуст ...
Великие педагоги прошлого
Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, великим учителем китайцы называли Конфуция (VI - V вв. до н. э). В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: "эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?" - обращается к нему у ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.