Образование » Работа социального педагога по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста в условиях детского сада » Теоретические подходы к проблеме агрессивного поведения в трудах отечественных и зарубежных авторов

Теоретические подходы к проблеме агрессивного поведения в трудах отечественных и зарубежных авторов

Страница 1

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме агрессивного поведения показал, что на сегодняшний день многообразны как теории агрессивного поведения, так и выделенные формы поведенческой активности животных и человека. Среди теорий, естественно, следует указать на теории З. Фрейда, К. Лоренца, Э. Фромма; позиции бихевиористов, инстинктивистов, сторонников их интеграции и т.д.

По мнению Е.О. Смирновой "все существующие ныне теории агрессии, при всем их многообразии, можно подразделить на четыре основные категории, рассматривающие агрессию как:

1) врожденное побуждение или задаток (теории влечения);

2) потребность, активируемая внешними стимулами (фрустрационные теории);

3) познавательные и эмоциональные процессы;

4) актуальное проявление социального".

Первая категория теорий, является развитием теории З. Фрейда, который предположил, что человек запрограммирован на совершение агрессивных поступков. Это противостояние танатоса и либидо, в результате которого происходит изменение направления разрушительной энергии вовне.

Несмотря на многообразие подходов к данной теории, необходимо исходит из того (и это объединяет эти теории и составляет их центральное звено), что агрессивность рассматривается ее сторонниками как врожденная инстинктивная форма поведения. Иными словами, агрессия проявляется потому, что она генетически запрограммирована. Следовательно, какие-либо, даже самые положительные, изменения в социальной среде не способны предотвратить ее проявление. Максимум, возможно, ослабить ее. И в этом, несомненно, есть доля истины.

Вторая категория теорий (агрессия как потребность, активируемая внешними стимулами, агрессия как побуждение) как раз наоборот, считает возможным не только ослабление, но полное искоренение агрессии, поскольку саму агрессию относит к проявлениям влияния и воздействия внешней среды и условий (фрустрации, возбуждающих и аверсивных событий).

Одним из представителей данного направления исследования агрессии Д. Долларом в 1939 году была предложена теория фрустрации-агрессии. По мнению К.Ю. Корнеевой "здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так:

фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме;

агрессия всегда является результатом фрустрации.

Результаты различных исследований показали, что фрустрация вызывает агрессию, прежде всего, у людей, которые усвоили привычку реагировать на фрустрацию агрессивным поведением. С другой стороны, люди, предпочитающие другие типы реакций не ведут себя агрессивно, когда они фрустрированы.

Приняв во внимание различные рассуждения, американский психолог Дж. Миллер постулировал следующее положение: фрустрация порождает различные модели поведения, и агрессия является лишь одной из них. Также Миллер предложил модель смещенной агрессии, при которой происходит переадресация разрядки агрессии не на фрустратора, а на другого человека. Выбор агрессором жертвы определяется следующими факторами:

силой побуждения к агрессии;

силой факторов, тормозящих данное поведение;

стимульным сходством каждой потенциальной жертвы с фрустрировавшим фактором" .

Третья группа теорий, в отличие от предыдущих, учитывает такие аспекты человеческого опыта, как когнитивная и эмоциональная деятельность, Именно этим она отличается от них. Сторонники этих теорий утверждают возможность управления агрессией, контроля над поведением "простым" научением людей реально представлять себе потенциальные опасности, адекватно оценивать угрожающие ситуации.

К.Ю. Корнева в своем исследовании отмечает, что Д. Зильманн (Zillmann, 1988) предложил рассмотреть агрессию как процесс, обусловленный возбуждением (здесь возбуждение имеет отношение к раздражению симпатической нервной системы, что находит выражение в соматических реакциях - таких как учащение пульса, повышение артериального давления и пр.).Д. Зильманн также предположил, что возбуждение из одного источника может накладываться на возбуждение от другого источника, тем самым, усиливая или уменьшая силу эмоциональной реакции. Поскольку возбуждение не угасает немедленно, даже если реакция ослабевает, остатки медленно исчезающего раздражителя могут вливаться в последующие эмоциональные реакции и переживания.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Показатели по выявлению акцентуаций у подростков с помощью теста-опросника Шмишека
Протокол № Типы акцентуаций Акцентуированная черта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 10 18 2 18 21 3 21 12 18 12 возбудимость гипертимность, застревающий, тревожный, эмотивность. 2 8 8 10 21 21 9 21 10 21 18 возбудимость гипертимность, тревожность, эмотивность, циклотимность. 4 20 18 12 6 18 12 21 24 18 21 де ...

Сущность проблемного обучения
Ввиду большого многообразия педагогических технологий и концепций существуют различные их классификации по тем или иным характерным признакам. Для определения сущности проблемного обучения и установления его характерных особенностей рассмотрим часть из наиболее встречающихся подходов к классификаци ...

Содержание коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей ЗПР
На основе данных констатирующего эксперимента проводится коррекционная работа, которая направлена на исправление речевых нарушений у данной категории детей. Коррекционная работа включает в себя два этапа: Подготовительный этап. Основной этап. В подготовительный этап входят направления: Развитие зри ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru