Образование » Анализ системы обучения дворян в Российской империи в начале XIX века » Педагогическая мысль в трудах отечественных педагогов в России в начале XIX века

Педагогическая мысль в трудах отечественных педагогов в России в начале XIX века

Страница 3

Чернышевский развил идею народности воспитания "Народность ведет не только к познанию, но и к правдивому отражению жизни народа, но и к активной борьбе за народные интересы. Жизненные позиции формируются через художественную литературу. Поведение человека определяет разум, продуманный расчет, направленный на удовлетворение своих и общественных потребностей". В нравственном воспитании большое значение отдавалось ТРУДУ. Показателем зрелости человека является практическая деятельность, активность включения молодежи в борьбу за народное счастье, благосостояние .

В 1862 году Чернышевский призвал педагогическую общественность включиться в революционную борьбу. Особое значение имеет прокламации Чернышевского "Барским крестьянам" и "Великоросс" - политические листовки. В 1862 году в статье "Научились ли?" защищал студенческие демонстрации. Чернышевский был арестован 7 мая 1862 года, приговорен к лишению политических прав, каторжным работам и поселению в Сибири.

Свой идеал воспитания он описал в романе "Что делать?" - воспитание и самовоспитание революционера, борца за благо народа, за свободу и социальную справедливость.

Николай Александрович Добролюбов

(1836 - 1861 гг.)

В центр концепции воспитания поставлена личность ребенка, гармоническое её развитие, подготовка ребенка к полноценной и счастливой жизни, воспитание у молодежи нетерпимого отношения к социальной несправедливости и готовности встать на борьбу со злом.

Обучение не просто должно сообщать некую сумму знаний, но способствовать умственному и нравственному развитию ребенка. Задача педагога - приучить детей "думать самостоятельно, внушить им любовь к знаниям, дать материал для деятельности всем способностям и полный простор их развития". "Успешного усвоения можно достигнуть, опираясь на любознательность и сильно развитое воображение детей, на их разум, стремясь чтобы учение было нравственной необходимостью".

Добролюбов отстаивал самостоятельность и инициативность педагога. "Успешно осуществлять задачи обучения мог бы учитель, которого отмечает ясность, твердость и непогрешимость убеждений, высокое всестороннее развитие, обширные и разнообразные познания в гармонии с общими принципами". Знания и высокие качества учителя обеспечивают любовь и уважение к себе, такой учитель пользуется своим авторитетом только для того чтобы предоставить максимальную свободу, самостоятельность развитию детей, проявлению способностей и индивидуальных качеств. Учебник должен формировать у ученика мировоззрение и нравственные качества. "Отечеству нужны не люди фразы, а люди мысли и дела способные и готовые встать на смертную борьбу с застарелыми предрассудками".

В 1861 году Добролюбов публикует ряд статей: "От дождя да в воду" - о Н.И.Пирогове, "Забытые люди" - о Ф.М.Достоевском, в которых подчеркивалось, что изменения в стране невозможны без изменения основ политического строя. Публикует работу "О значении авторитета в воспитании" и др. Идеал воспитания - в удовлетворении естественных стремлений человека на основе антропологизма (где человек-целое, неразделенное существо). Нельзя обособлять умственное, физическое, нравственное воспитание друг от друга. Таким образом, главное - забота о личности ребенка, разностороннее её развитие, подготовка человека к полноценной жизни.

В сочинении "Мое призвание к педагогическому званию" при поступлении в Главный педагогический институт Н.А. Добролюбов пишет:

"Я способен передавать свои познания, так как не обделен даром слова, так как имею сердце, которое нередко ищет само высказаться, а что же больше требуется от педагога, который хочет быть полезным . Как я могу передавать новые истины, ведь я только вступаю в жизнь?… но для этого я и вступаю в святилище науки, чтобы в нем приготовить себя к совершенному прохождению своей должности".

Страницы: 1 2 3 

Похожие публикации:

Показатели по выявлению акцентуаций у подростков с помощью теста-опросника Шмишека
Протокол № Типы акцентуаций Акцентуированная черта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 10 18 2 18 21 3 21 12 18 12 возбудимость гипертимность, застревающий, тревожный, эмотивность. 2 8 8 10 21 21 9 21 10 21 18 возбудимость гипертимность, тревожность, эмотивность, циклотимность. 4 20 18 12 6 18 12 21 24 18 21 де ...

Методы оценки знаний, умений и навыков на уроках экономики
Применение большого количества новых (активных) методов обучения предъявляет другие требования и к содержанию и направленности методов контроля и проверки знаний обучающихся. Наиболее распространенным в экономике является тестирование. Несмотря на его во многом справедливую критику, тестирование яв ...

Определение особенностей формирования личности и социализации детей в исследуемых семьях
Характеристика детей в семье №1 В семье воспитываются два ребенка: девочка 14 лет, мальчик 6 лет. На основании результатов, полученных по использованным в исследовании методикам, и наблюдений за детьми можно предположить следующее: - девочка малообщительна, недоверчива. Присутствует замкнутость, от ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru