Герцен требовал больше уделять внимания изучению русской культуры, истории, где сокрыта гуманность, благородство, патриотичность. Устраивались литературно-музыкальные вечера, читали произведения любимых поэтов, читались лекции, ставились спектакли, проводились диспуты. А. И.Герцен делал все, чтобы дети не забыли о родине, жили её интересами, знали её заботы. "Только понимание самобытности родины превращает индивида в личность с её неповторимостью". Герцен учил детей стойкости, принципиальности, несгибаемости в борьбе за правое дело. Учил словами, знал силу примера жизненного опыта. "Теория внушает убеждения, пример определяет образ действия".
Первостепенное значение в воспитании отдавалось умению работать с книгой, без чего невозможно развитие и самообразование. "Талант талантом, а вкус образуется в чтении". Особое внимание уделялось отечественной истории и словесности. Воспитатель должен поддерживать дисциплину. "Дисциплина необходима для развития, а не для подавления личности". Без порядка невозможна инициатива в обучении и самостоятельность учащихся.
А.И.Герцен выдвигал планы национального перевоспитания народа в отдельных сословиях в духе общинности, который присущ русскому народу.
Из письма Герцена - Сыну (1858 г.): "Не мешает ознакомиться с древностью. Исторические сочинения надобно читать постоянно Гете и Шекспир равняются целому университету Помни, что жизнь не начинается, а завершается покоем . Я верю, в Россию и люблю её, я не хочу, чтобы дети мои были иностранцами".
А.И.Герцену была близка идея преобразования действительности через революцию. Он был социалистом-утопистом и стоял за объединение классического и реального воспитания умственного воспитания, активности - проблемное обучение.
Цель воспитания - борьба с общественным злом, воспитание гуманной, свободной личности стремящейся к преобразованию, воспитание любознательности, любви к труду. Его идеи развиты: Н.П. Огаревым, Н.Г.Чернышевским и Н.А.Добролюбовым.
Николай Платонович Огарев
(1813 - 1877гг.)
Н.П.Огарев выдвигал задачу воспитания из среды крестьян способных на новых основах строить сельскохозяйственное производство и свою жизнь. Огареву были близки вопросы просвещения и образования. Большое значение отводилось созданию в деревне нового типа школы с широким общеобразовательным и политическим курсом, с новыми воспитательными задачами. Содержание этой работы он изложил в статьях: "План народной политической школы" и "План земельных училищ". Именно в этих планах Огарев видел главную цель педагогических преобразований в России, в развитии у русского человека чести, права и гражданства. Огарев предполагал осуществить создание обучения с производительным трудом учеников, общеобразовательную политехническую подготовку с усвоением основ сельскохозяйственного ремесла. Вот откуда критика Н.П.Огаревым классического гимназического образования, определившего школьную политику в соответствии с уставом 1828 года.
Николай Гаврилович Чернышевский (1828 - 1889 гг.)
Основной идеей всех работ Чернышевского является пламенный патриотизм, с позиции которого оценивается прошлое страны. Рассматривая литературу как важнейшее средство политического воспитания народа, просвещение масс следовало начинать с простых проблем, и постепенно ведя их к пониманию важнейших вопросов политического устройства, подчеркивал Чернышевский. Он публикует ряд работ по острейшим вопросам экономической науки. "В России свобода и социализм нерасторжимо слились, истинное народовластие возможно лишь в условиях социализма".
Важной частью программы политического воспитания масс явились выступления Чернышевского, касающихся организации школьного дела. Причины пагубного состояния школьного дела в России усматривались им в самом социально-экономическом и общественно-политическом строе, отсталости педагогической теории. Он указал на диалектическую связь между политической властью, материальным благосостоянием и образованием. "Кто находится в нищете, тот не может развить свои умственные силы, тот не может спастись от угнетения". По мнению Чернышевского, без политической свободы невозможна жизнь, развитие общества, наук, просвещения.
В статье "Суеверие и правила логики" он указывает на тесную связь экономического уровня развития с политическим устройством и уровнем образованности общества. "Только просвещенный народ может успешно работать" ("Июльская монархия"). Большое значение придавалось формам трудовой деятельности. "Только в обществе, где хозяевами являются люди труда, будут созданы условия для развития просвещения, для гармонического развития всех членов общества .
Цель воспитания - формирование личности живущей общественными интересами, борющейся за народное благо". "Лучше не развиваться человеку, нежели развиваться без влияния мысли об общественном деле, без влияния чувств, побуждаемых участием в них". Чернышевский отмечал, что "пока в стране еще мало хороших школ и педагогов". Казенная школа пронизана духом сословности. Он поставил во главу угла принцип сочетания в обучении естественных и гуманитарных наук, одновременно указывая на необходимость связи их с жизнью. В цикле гуманитарных наук ведущее место, по его мнению, занимает родной язык и отечественная история .
Внеклассная работа как категория обучения биологии
Учебно-воспитательные задачи школьного курса биологии наиболее полно разрешаются на основе тесной связи классно-урочной системы обучения с внеклассной работой учащихся. Знания и умения по биологии, приобретаемые учащимися на уроках, лабораторных занятиях, экскурсиях и других формах учебной работы, ...
Анализ взаимосвязи сформированности неречевых и речевых функций у детей
изучаемой группы
Речь ребёнка формируется под влиянием взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллель ...
Педагоги-современники
"Бондаревская Е.В. (Ростов-на-Дону) выдвигает общую цель: воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. В концепции для реализации цели определены содержательные базовые компоненты, которые включают: Интернализацию детьми универсальных общечеловеческих ценностей, сохранение со ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.