В исследованиях психологов отмечается три основных черты произвольных действий: 1) они свободны от внешних стимулов; 2) направлены на достижение какой-либо цели; 3) предвосхищают будущее (поскольку цель должна быть достигнута в будущем). Именно поэтому психологи пришли к мысли, что произвольные движения не детерминированы внешними воздействиями и побудительной силой их развития является принятое человеком решение.
«Непроизвольное можно сделать произвольным, но достигается это при помощи второй сигнальной системы»,- говорил И.П.Павлов. Л.С.Выготский писал о том, что высшие, человека формы регуляции движения рождаются в социальном общении людей. Индивидуальное развитие произвольных движений начинается с того, что ребенок научается подчинять свои движения словесно сформулированным требованиям взрослых.
Знакомясь с окружающим миром, ребенок учится различать множество предметов и явлений, их пространственные, временные и причинные отношения. Информация, полученная им от анализаторских систем, в том числе и от двигательной, подвергается сортировке, анализу, объединению, разномодальные ощущения сливаются в образы предметов. Этот процесс И.М.Сеченов назвал предметным мышлением. Развитию предметного мышления у ребенка в возрасте 6-7 лет во многом способствует развитие его двигательной моторики. В работах Сеченова обращается внимание на то, что каждый рефлекс содержит движение: движение мышц управляющих глазом, движение в руках и ногах и т.д. Значит, процесс выделения соответствующих рефлексов в мозге и последующая их интеграция в целостный образ предмета подразумевает широкое участие двигательного анализатора.
Таким образом, двигательная система оказывает огромное воздействие на весь организм ребенка в целом, но особенно существенно его влияние на деятельность мозга. Формы и пути этого влияния очень разнообразны. Развитие двигательной моторики детей в возрасте 6-7 лет представляется в рамках вышесказанного, несомненно актуальным. О том, какими средствами может быть удовлетворена возникшая актуальность будет рассказано во второй главе данной работы.
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.
В период от трех лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.
В то же время, в возрасте от 3 до 6 лет закладываются основы нравственного и эстетического мироощущения человека.
Искусство танца – это синтез эстетического и физического развития человека. Общеразвивающие упражнения, упражнения партерной гимнастики, элементы танца исполняются под музыкальное сопровождение. Образность, различный характер музыки, многообразие её жанров повышает эмоциональность детей, питает воображение. Увлекательно, в процессе игры, выполняя различные движения и упражнения, укрепляется опорно-двигательный аппарат, развиваются координация движений и ориентация в пространстве.
Музыкально-ритмическая деятельность с точки зрения целенаправленного формирования художественно-творческих способностей исследовалась мало и фрагментарно, обобщающих публикаций практически нет. Анализ изучения проблемы показал, что на современном этапе пока не существует педагогической системы формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-ритмической деятельности. В педагогической литературе не определена структура специальных способностей к музыкально-ритмической деятельности, не разработаны методика и педагогические условия их целенаправленного формирования с учетом психофизиологических возможностей старших дошкольников. Между тем, многие музыканты-педагоги (Ж.Далькроз, К. Орф, Н.Г.Александрова» Н.А.Ветлугина, Е.В.Конорова и др.) отмечали важную роль музыкально-ритмической деятельности, как синтетической по своей природе, для формирования художественного творчества у старших дошкольников-в период бурного развития воображения, фантазии, образного мышления-основных психических процессов, обеспечивающих успешное формирование художественно-творческих способностей в различных видах эстетической деятельности.
Художественно-педагогический потенциал произведений народного
декоративно-прикладного искусства
Нынешний исторический период развития общества характеризуется интенсивно возросшим интересом народов к своему историческому и эстетическому наследию. В этой тенденции находят гармоничное слияние общечеловеческого и культурного наследия, плодотворное использование национального художественного опыт ...
Формирование лексического строя речи в онтогенезе
Ребенок не рождается со сложившейся речью, а постепенно шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать слова между собой, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Развитие лексического строя речи в онтогенезе описано в работах многих авторов: Л.С. Выг ...
Классификация детского фольклора
До настоящего времени нет единства мнений по генезису отдельных жанров детского фольклора, их поэтике. Нет пока и общепризнанной классификации. Почти каждый исследователь выдвигает свою классификационную схему. О.И. Капица теоретически обосновала деление детского фольклора по возрастной традиции де ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.