Образование » Методы педагогического воздействия на личность » Изучение личности обучающегося в ученических коллективах

Изучение личности обучающегося в ученических коллективах

Страница 2

Проявляя социальную активность, каждый воспитанник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвердиться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.

Каким образом можно проследить за изменениями развития личности в коллективе? В первую очередь через внешнюю оценку положения этого ученика в коллективе, через опросы сверстников о его роли, положении, авторитете. В этом деле большое значение имеет метод социометрии, где можно получить достаточно большой объем информации о взаимоотношениях в группах, например, такой, какой является ученический коллектив.

Помимо этого коллектив позволяет педагогу самостоятельно варьировать позиционный состав группы, назначая на ту или иную позицию того или иного ученика. Это позволяет посмотреть, как конкретная личность справляется с определенными требованиями позиционного поведения.

В данной работе был представлен результат аналитического обзора литературы по пяти разделам.

В первом разделе рассматривался темперамент как одна из категорий психологии. Темперамент – "закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения".

Еще с древних времен было принято различать четыре основных типа темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Эти основные типы темперамента прежде всего различаются между собой по динамике возникновения и интенсивности эмоциональных состояний. Так, для холерического типа характерны быстро возникающие и сильные чувства, для сангвинического - быстро возникающие, но слабые чувства, для меланхолического - медленно возникающие, но сильные чувства, для флегматического – медленно возникающие и слабые чувства. Кроме этого, для холерического и сангвинического темпераментов характерны быстрота движений, общая подвижность и тенденция к сильному внешнему выражению чувств (в движениях, речи, мимике и т. д.).

Для меланхолического и флегматического темпераментов, наоборот, характерны медленность движений и слабое выражение чувств.

Во втором разделе раскрываются известные психологические состояния человека. Психологические состояния - широкая психологическая категория, которая охватывает разные виды интегрированного отражения ситуации (воздействий на субъект как внутренних, так и внешних стимулов) без отчетливого осознания их предметного содержания.

Психические состояния человека можно классифицировать по таким основаниям:

- в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний - личностные и ситуативные;

- в зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые явно выступают) – интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т.д.;

- в зависимости от степени глубины – состояния (более или менее) глубокие, либо поверхностные;

- в зависимости от времени протекания - кратковременные, затяжные, длительные и т. д.;

- в зависимости от влияния на личность - положительные и отрицательные, стенические, повышающие жизнедеятельность, и астенические;

- в зависимости от степени осознанности - состояния более или менее осознанные;

- в зависимости от причин, их вызывающих;

- в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.

В третьем разделе рассматривались основные методы педагогического воздействия на личность.

Методы воздействия на личность в педагогически-воспитательных целях разнообразны. Для должного функционирования педагогического процесса нужно как минимум 6 групп методов воздействий на личность:

1. убеждение;

2. внушение и заражение, "личный пример" и подражание;

3. упражнения и приручения;

4. обучение;

5. стимулирование (методы поощрения и наказания, соревнование);

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Организация занятий в бассейнах разного типа
Наличие крытого бассейна в здании дошкольного учреждения создает возможность привлечь к занятиям плаванием всех детей, начиная с младшего возраста. При этом должны быть обеспечены необходимые условия для жизни детей в саду, налажен медико-педагогический контроль за воспитанием и здоровьем каждого р ...

Организация и методы экспериментального исследования успеваемости и коммуникативно-организаторских способностей студентов психолого-педагогического и юридического факультетов
Цель исследования: изучение и установление взаимосвязи между успеваемостью и коммуникативно-организаторскими способностями у студентов психолого-педагогического и юридического факультетов ГАГУ, составление, реализация и оценка эффективности тренинговой программы. Задачи исследования: - провести мет ...

Средства развития коммуникативности
От стиля зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие. Определенную роль играет и незнание технологии общения, отсутствие у педагога нужных приемов общения. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что при отсутствии у ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru