Образование » Стратегии воспитания в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха » Психолого-педагогические рекомендации родителям по воспитанию детей с нарушением слуха в семье

Психолого-педагогические рекомендации родителям по воспитанию детей с нарушением слуха в семье

Страница 2

Родителям необходимо проводить с ребенком с нарушением слуха, учитывая его возможности, занятия по развитию устной и письменной речи, по обучению чтению. Для поддержания интереса и с учетом возрастных особенностей детей занятия проводятся в форме игр, с использованием различных игрушек, предметов, палочек, шариков, разноцветных картинок и других дидактических материалов.

Все занятия родителей с детьми с нарушением слуха проводится с целью их общего развития, и включают упражнения по развитию мелкой моторики и восприятия (зрительного, тактильно – двигательного), вибрационной чувствительности, ознакомление с окружающими предметами, рисование, лепку, конструирование, а также упражнения по музыкальному воспитанию.

Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова (1991); Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко (2003); Л.В. Андреева (2005) и другие авторы в своих работах отмечают необходимость раннего начала работы по развитию слухового восприятия у детей с нарушением слуха в условиях семейного воспитания. В содержание работы по слуховому восприятию входят знакомство со звучанием музыкальных игрушек (бубна, звонка, свистка и др.), различение и опознавание на слух знакомого речевого материала и т.д.

Как отмечает Л.А. Головчиц (2001), в семье должно проводиться трудовое и физическое воспитание ребенка с нарушением слуха для полноценного его развития. Физическое воспитание ребенка с нарушением слуха

в семье включает обучение основным движениям, выполнение обще развивающих упражнений в помещении и на свежем воздухе, развитие пространственной ориентировки и координации движений, формирование правильной осанки, закаливание, упражнение на развитие дыхания (увеличение емкости легких).

Трудовое воспитание ребенка с нарушением слуха в семье включает:

– воспитание гигиенических навыков и поведения в быту;

- хозяйственно бытовой труд, направленный на выполнение определенных обязанностей в семье;

- расширение представлений о труде взрослых,

- труд; предполагающий участие ребенка в работе на участке, уходе за комнатными растениями;

- ручной труд, в процессе которого дети учатся изготовлять поделки из бумаги, картона природного материала.

Большое значение для эффективного развития детей с нарушением слуха имеет правильно продуманная организация жизненного пространства.

В своих работах Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина (1991, 2004) отмечают, что дети с нарушением слуха овладевают нормами и правилами нравственного поведения, опираясь на пример родителей, на их взаимоотношения с ним и друг с другом.

Поэтому для формирования культуры поведения ребенка в обществе, развитие культуры речевого общения во многом зависит от нравственного норм поведения и образа жизни родителей и других членов семьи. Например, для воспитания у ребенка с нарушением слуха чувства прекрасного родители посещают с ним музеи, театры, организуют экскурсии по историческим местам, вместе просматривают и обсуждают фильмы, беседуют о совместно прочитанных книгах.

Таким образом, все виды деятельности ребенка в условиях семейного воспитания носят развивающий характер и являются основой для формирования речи: накопления словаря, уточнения значений слов и фраз, понимания и развития самостоятельной речи. Весь речевой материал используется в общении с взрослыми и другими детьми в связи с наблюдениями за предметами и явлениями, играми и упражнениями, различными видами изобразительной деятельности и конструирования. И именно в семье происходит нравственное воспитание ребенка с нарушением слуха путем впитывания принятых норм поведения родителей.

Таким образом, анализ литературных источников показывает, что необходимость психологической и коррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с нарушением слуха, объясняется тем, что рождение ребенка с нарушением слуха вносит определенную напряженность в отношения между супругами.

Содержание психолого – педагогической работы с родителями, воспитывающими детей с нарушением слуха определяется цели и задачами, решаемыми педагогами, специалистами в процессе ее проведения.

Основной целью совместной деятельности специалистов и семьи является привлечение родителей к активной, систематичной коррекционной работе по воспитанию и образованию детей с нарушениями слуха.

Мы рассмотрели проблемы воспитания в семьях, имеющих детей с нарушением слуха с различных сторон: роль семьи в воспитании и развитии детей, реакции родителей на появление в семье ребенка с нарушением слуха и типы их отношений к дефекту, формы организации коррекционно – педагогической работы с родителями, воспитывающих детей с нарушением слуха.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что ребенок с нарушением слуха еще больше зависим от окружающих его людей и, в первую очередь, от родителей, чем нормально слышащий ребенок. Родители заботятся о нем, содействуют его физическому и духовному развитию.

В «Семейном кодексе Российской Федерации» нашли отражение изменения в политической и социально-экономической жизни страны, непосредственно затрагивающие социальные институты общества, такие, как брак и семья. Ведущая тенденция нового кодекса – стремление рассматривать ребенка как самостоятельного субъекта права. В связи с этим основополагающий принцип документа – определение правового статуса ребенка в семье, исходя из его интересов, а не из прав и обязанностей родителей. В соответствии с этим документом ребенок имеет право:

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Понятие алгоритмической культуры школьников
Первой программой школьного курса «Основы информатики и вычислительной техники» (1985 г.) формирование алгоритмической культуры определялось как одна из нормативных целей обучения информатике. Было раскрыто содержание и выделены основные компоненты данного понятия (М.П.Лапчик): 1. Понятие алгоритма ...

Методы организации практической деятельности учащихся
Деятельность является основным источником приобретения учениками опыта социальных отношений и социального поведения. Каждая деятельность состоит из операций и действий. Операции – это процессы, цели которых заключаются в действии, чьим элементом они являются. Действия – это процессы, мотивы которых ...

Формы и виды внеклассной работы
Основания к выделению форм внеклассной работы. Общеобразовательная школа накопила большой опыт внеклассной работы по биологии, который отражен в специальных методических изданиях, а также в главах общих и частных методик обучения биологии. В некоторых из них наряду с раскрытием содержания и организ ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru