Образование » Экологические наблюдения и эксперименты как средство экологического воспитания ребенка » Формы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой

Формы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой

Страница 3

Параллельно воспитатель на протяжении всего учебного года читает рассказы и сказки писателя, создает вместе с детьми самодельные книги и альбомы. Дошкольники зарисовывают свои впечатления, рассказывают фрагменты сказок, воспитатель собирает рисунки, оформляет высказывания ребят и вместе с ними по всем правилам брошюрует книгу, которая является общей гордостью - ее, показывают родителям, ставят в книжный уголок для общего пользования. Эта творческая деятельность приобщает детей к пониманию писательского труда, значения книги в жизни человека, углубляет интерес к природе и наблюдениям. Особое значение имеет «Синичкин календарь» - его читают целый год, синичка «прилетает» к детям, они делают модель года - все это развивает эмоции детей, их интеллект.

Особое значение приобретают занятия - воспитатель начинает углублять и обобщать с детьми хорошо знакомый им материал. За предыдущий период дошкольники накопили много конкретных знаний об овощах и фруктах, домашних животных, зимующих птицах, сезонных явлениях природы - теперь у них можно сформировать обобщенные представления, провести с ними занятия углубленно-познавательного типа, с помощью моделей и другой наглядности показать экологические зависимости природы. Большую роль на таких занятиях играют разные календари, которые отражают наблюдения за сезонными явлениями, ростом и развитием растений, зимующими птицами. Во всех календарях самими детьми смоделированы изменяющиеся явления и объекты природы. На этих занятиях дети учатся «читать» графическую модель - развертывать ход событий по значкам и рисункам.

Воспитателю старшей группы следует обратить внимание на комплексные занятия, которые включены в технологию: их всесторонне развивающее значение, смену видов деятельности. Например, прошла осень, дети три месяца наблюдали за погодой, природой, вели календарь - теперь по нему можно выделить все существенные признаки для определения осени как сезона (этому посвящается первая часть занятия). Затем воспитатель показывает осень с эстетической стороны - красоту ее явлений: демонстрирует репродукции картин знаменитых художников, читает соответствующие стихотворения классиков, слушает вместе с детьми музыкальные произведения на тему, т.е. показывает красоту природы, отраженную в искусстве. Затем дети сами становятся «художниками» - создают творческие работы на тему осени.

Значение игры в этом возрасте не уменьшается: воспитатель проводит занятия в форме путешествий, использует игрушки-аналоги при рассматривании картин, включает в разные мероприятия любимые игровые персонажи. Особое значение имеет Доктор Айболит - он производит профилактические осмотры детей, растений, животных, дает рекомендации по сохранению здоровья, по физическому развитию, оценивает заботу детей об обитателях уголка природы.

Таким образом, технология эколого-педагогической работы с детьми старшего возраста, базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, т.е. является новым витком в общей системе экологического воспитания дошкольников - формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.

В дошкольном возрасте преобладает образное мышление, потому формирование разнообразных реалистических представлений о природе проходит особенно успешно, если воспитатель постоянно использует различные формы наглядности. Демонстрационные учебные картины и маленькие раздаточные картинки, слайды, диафильмы репродукции и видеофильмы позволяют рассказ воспитатель его объяснения, чтение познавательной литературы сделать образным, показать ребенку то, что стоит за словом и недоступно пока его наблюдению.

Каждое дошкольное учреждение и отдельные воспитатели имеют различный иллюстративный материал, правдиво и разнообразно отражающий природу: наглядные пособия, фотографии, вырезки из календарей и журналов, репродукции произведений известных художников. Весь этот материал может быть использован в педагогическом процессе самым различным образом - для рассматривания, рассказывания, беседы, для формирования у детей новых представлений и уточнения имеющихся, для оформления выставок, игр-путешествий, досугов. Выше уже отмечалась роль картинок для календарей: карточки, на которых изображены новорожденные хомячки, полностью восполняют пробел наблюдений; карточки с изображением атмосферных явлений служат средством фиксации наблюдений за погодой.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Технология группового и коллективного взаимодействия
Обеспечивает одновременно эффективное решение развивающих, воспитательных задач. Совместная учебная деят-ть играет решающую роль в достижении след.целей: 1. развитие мышления обучающегося в процессе совместного творческого поиска и решения учебных задач. 2.создание доп.мотивации в учении в результа ...

Основные этапы фитбол-гимнастики
Независимо от возраста и физического состояния детей необходимо поэтапное освоение упражнений с мячом. 1 Этап. Основные задачи: 1. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола. 2. Обучить правильной посадке на фитболе. 3. Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (си ...

Понятие восприятия, виды, особенности
Восприятие - это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Каждый вид обладает рецепторами и мозгом, позволяющими организму ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru