Образование » Применение технологий развивающего обучения на уроках информатики » Технология саморазвивающего обучения

Технология саморазвивающего обучения

Технология обучения, основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет собой новый уровень развивающего обучения и может быть названа саморазвивающим обучением.

СРО включает три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы.

Рис. – Технология саморазвивающего обучения

«Теория» – освоение теоретических основ самосовершенствования. В учебный план школы вводится существенная, принципиально важная компонента – курс «Самосовершенствование личности» с I по XI класс.

«Практика» – формирование опыта деятельности по самосовершенствованию. Эта деятельность представляет внеурочные занятия ребенка во второй половине дня.

«Методика» – реализация форм и методов саморазвивающего обучения в преподавании основ наук.

Курс дает ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Этим курсом реализуется положение о ведущей роли теории в развитии личности; он является теоретической базой для всех учебных предметов.

В технологии СРО большое значение имеет организация взаимосогласованного просвещения учащихся, учителей и родителей, координация функционирования всех трех подсистем: теории, практики и методики.

Одни «прорастают» в другие (Выготский). Их формирование – единый многоаспектный процесс, который и должен быть предметом психологии учения. Она не имеет права игнорировать процессы спонтанного (или во всяком случае прямо нерегулируемого) развития.

«Житейские» понятия ситуационно связаны, предполагают движение сознания ребенка в «смысловом поле» (Выготский). Знание ребенка – ситуативное знание (имеется в виду не обязательно наличная, но обобщенная и воображаемая ситуация).

Ситуативное и внеситуативное, теоретическое знание соответствует двум изучаемым современной психологией формам ментальной репрезентации информации: категориальной (сетевой) и схемной (сценарной, динамической).

Развитие познания у ребенка – это поэтапное формирование обеих форм ментальной репрезентации в их единстве и взаимообусловленности.

Ситуативное (образное) представление информации предполагает обращение к понятию предметного значения как чувственного (образного) эквивалента вербального значения, как строительного материала образа мира.

Именно введение предметного значения позволяет примирить теоретический характер знания о мире с преодолением вербализации мира.

Концепция содержательного обобщения развивалась и развивается на материале предметов, ориентированных больше на структуру и средства нашего знания о мире, нежели на сам этот предметный мир.

Не всякое научное описание предмета (его научная модель) является по определению его научной теорией, т.е. отображает его глубинные, принципиальные характеристики и связи.

Похожие публикации:

Планирование педагогического общения и подготовка к нему
Особенностью речи учителя является ее направленность, обращенность к ученикам. Наблюдательный педагог всегда строит свою речь на предвидении возможной реакции на нее своих воспитанников. Он может заранее представить, как отреагирует на его слова скептик, в какой мере затронет речь легко ранимого уч ...

Основные этапы фитбол-гимнастики
Независимо от возраста и физического состояния детей необходимо поэтапное освоение упражнений с мячом. 1 Этап. Основные задачи: 1. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола. 2. Обучить правильной посадке на фитболе. 3. Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (си ...

Содержание теоретической готовности учителя
Содержание теоретической готовности учителя нередко понимается лишь как определенная совокупность психолого-педагогических и специальных знаний. Но формирование знаний, как же отмечалось, не самоцель. Знания, лежащие в структуре опыта учителя мертвым грузом, не будучи к тому же сведенными в систему ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru