Образование » Развитие музыкальных способностей младших школьников » Методические разработки игр для развития музыкальных способностей младших школьников

Методические разработки игр для развития музыкальных способностей младших школьников

Страница 3

1. Комплекс музыкальности представляет собой многоуровневую систему собственно музыкальных общих и частных способностей, ответственных за формирование художественного музыкального образа. К общим относятся те, которые необходимы для формирования этого образа в любом виде музыкальной деятельности; к частным – помогающие решению этой задачи лишь в отдельных её видах.

2. Структура общих музыкальных способностей может быть представлена как состоящая из двух основных подструктур:

а) эмоциональная отзывчивость на музыку – главный показатель музыкальности;

б) познавательная музыкальная способность – сенсорные, интеллектуальные и музыкальной памяти.

К общим сенсорным музыкальным способностям могут быть отнесены музыкальный слух (мелодический, тембровый, динамический и гармонический) и чувство ритма;

к общим интеллектуальным музыкальным способностям - музыкальное мышление (в единстве его репродуктивного и продуктивного компонентов) и музыкальное воображение. Частным музыкальным способностям соответствуют абсолютный слух и различного рода исполнительские данные – сенсорные, моторные, сенсомоторные.

3. Комплекс музыкальности развивается в онтогенезе как система во взаимодействии входящих в него общих и частных музыкальных способностей. Этот процесс имеет определенные возрастные закономерности, но детерминируется главным образом социальными, обучающими воздействиями в их широком значении.

4. Каждая музыкальная способность, в свою очередь - системное образование, состоящее из компонентов различной сложности; она формируется от элементарных к все более сложным составляющим.

Для развития музыкальных способностей детей необходим разнообразный комплекс педагогических воздействий, которые выражаются в следующем:

в особом принципе подхода к отбору музыкального материала для урока, т.е. выборе из программы произведений, которые могут стать основной для формирования конкретных творческих навыков и в то же время отвечать общепринятым дидактическим требованиям; подборе дополнительного материала, служащего для учащихся образцом творческих детей;

в использовании специальных форм работы, способствующих созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринужденности (игра, сказка);

в выборе приемов демонстрации образцов творчества в связи с различными видами музыкальной деятельности школьников на уроке;

в различной музыкально-художественной импровизации самого педагога, который на уроке должен быть не меньше, чем импровизации учащихся;

в разработке серий творческих заданий, и наиболее эффективных форм их постановки перед детьми;

в нахождении возможности вводить детское творчество в урок, не перегружая его, при соответствующем усложнении творческих заданий от занятия к занятию;

в установлении наиболее рациональных путей внутреннего взаимодействия видов на каждом уроке, исходя из основной темы занятия.

Особые требования представляются, исходя из этого, к учителю музыки. Уровень общей и музыкальной культуры учителя должен быть высоким: эрудиция по вопросам искусства в целом, музыкальный кругозор, художественно-исполнительское мастерство учителя, речевая культура (умение в образной поэтичной форме выработать суждения о музыке).

Музыкальное воспитание понимают в широком и в более узком смысле.

В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развитие эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании музыкальное воспитание – это воспитание Человека.

В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание её содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.

Страницы: 1 2 3 

Похожие публикации:

Развитие способностей школьников
В музыкальной педагогике накоплен большой отечественный и зарубежный опыт развития музыкальных способностей младших школьников. Обратимся в своем исследовании к опыту развития музыкальных способностей таких видных педагогов-музыкантов как Карл Орф, В.С. Попов, Л.Г. Дмитриева и др. Особое внимание з ...

Планирование учебно-воспитательного процесса на учебную четверть
Поурочный четвертной план представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти. Он составляется на основании годового графика прохождения программного материала с учетом реального хода учебной работы в предыдущих четвертях и должен включать в себя следующие обязат ...

Характеристика и содержание организационно-педагогических условий применения деловых игр в экономической подготовке учащихся
Разработана методика уроков прикладной экономики (система опорных конспектов, самоанализа уроков), а также совокупность тестов, позволяющих определять "продвижение" учащихся в освоении необходимых понятий и представлений. В разработанной программе приоритет отдан изучению теории предприни ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru