Образование » Выбор методов воспитания » Методы педагогического оптимизирования

Методы педагогического оптимизирования

Педагогическое оптимизирование включает в себя определение и избрание оптимальных методов воспитания в целостном воспитательном процессе. Закономерности и зависимости, которые помогают установить оптимальный выбор методов воспитания, представляют собой структуру, на первом месте в которой находится соответствие и соотнесение их с идеалами общества и целями и задачами воспитания.

При выборе преподавателем различных методов воспитания в своей практической деятельности необходимо руководствоваться целями и задачами воспитания, а также его содержанием. Кладя в основание конкретную и установленную педагогическую задачу, преподаватель должен решить самостоятельно вопрос о том, какие методы будут в приоритете. Например, такими методами могут быть демонстрация трудовых навыков и умения, положительный образец или упражнение и т. п. Такой выбор находится в зависимости от множества обстоятельств и условий, причем во всяком из них преподаватель отдает предпочтение тому методу, который находит наиболее приемлемым в данной ситуации.

Метод воспитания как таковой не может определяться как плохой или хороший. Дело в том, что за основу воспитательного процесса берутся не сами методы, а система методов. По А.С. Макаренко, можно увидеть, что всякое отдельно взятое педагогическое средство или метод не могут быть определены в любой ситуации как абсолютно полезные, а наилучшее средство и метод в некоторых отдельных случаях непременно будут самыми плохими.

К.Д. Ушинский предполагал, что необходимым аспектом в выборе оптимальных методов является изучение закономерностей тех психических явлений, которыми мы стремимся распоряжаться, и становление поведения таким образом, чтобы оно соответствовало этим закономерностям и обстоятельствам, в которых мы хотим их приложить. Безгранично многообразны не только эти ситуации и обстоятельства, но и сущности воспитанников. При таком многообразии обстоятельств воспитания и воспитываемых личностей невозможно выбирать какие-либо общие методы воспитания.

Метод воспитания представляет собой довольно тонкий и эластичный инструмент прикосновения и руководства личностью, однако одновременно с этим он неизменно сконцентрирован на коллективе и употребляется с учетом его динамики, зрелости, организованности. Например, на определенном уровне его формирования самым целесообразным и продуктивным способом педагогического воздействия является решительное, непреклонное и обязательное требование, при этом несвоевременными будет лекция или диспут.

Выбор методов воспитания – это не произвольный акт. Он обязательно зависит от некоторых закономерностей, в ряду которых центральное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, а также конкретная педагогическая задача и ситуации ее разрешения, учет индивидуальных особенностей воспитанников.

Похожие публикации:

Творческая биография Агнии Барто
Барто Агния Львовна (1906-1981), известная детская писательница. Родилась 4 (17) февраля 1906 в Москве в семье врача-ветеринара. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии. В годы учебы, испытывая творческое влияние А.А. Ахматовой и В.В. Маяковского, начала пис ...

Тематический план по теме спецтехнологии «Точечная сварка»
Тематический план изучения предмета (таблица 1) т.е. его отдельных разделов и тем призван раскрыть систему уроков, где определены цель, место и доля вклада в развитие и воспитание личности учащегося. В нем очерчивается проблема полноты обучения, конкретизированы требования к результатам усвоения уч ...

Ознакомление с устройством инструментов и приспособлений
На занятиях в мастерских учащиеся изучают устройство и правила применения в работе режущего, измерительного инструментов и приспособлений. Необходимые знания и умения накапливаются у ребят при изучении конкретных инструментов, но необходимо стремиться к тому, чтобы со временем эти знания и умения с ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru