Образование » Выбор методов воспитания » Методы педагогического оптимизирования

Методы педагогического оптимизирования

Педагогическое оптимизирование включает в себя определение и избрание оптимальных методов воспитания в целостном воспитательном процессе. Закономерности и зависимости, которые помогают установить оптимальный выбор методов воспитания, представляют собой структуру, на первом месте в которой находится соответствие и соотнесение их с идеалами общества и целями и задачами воспитания.

При выборе преподавателем различных методов воспитания в своей практической деятельности необходимо руководствоваться целями и задачами воспитания, а также его содержанием. Кладя в основание конкретную и установленную педагогическую задачу, преподаватель должен решить самостоятельно вопрос о том, какие методы будут в приоритете. Например, такими методами могут быть демонстрация трудовых навыков и умения, положительный образец или упражнение и т. п. Такой выбор находится в зависимости от множества обстоятельств и условий, причем во всяком из них преподаватель отдает предпочтение тому методу, который находит наиболее приемлемым в данной ситуации.

Метод воспитания как таковой не может определяться как плохой или хороший. Дело в том, что за основу воспитательного процесса берутся не сами методы, а система методов. По А.С. Макаренко, можно увидеть, что всякое отдельно взятое педагогическое средство или метод не могут быть определены в любой ситуации как абсолютно полезные, а наилучшее средство и метод в некоторых отдельных случаях непременно будут самыми плохими.

К.Д. Ушинский предполагал, что необходимым аспектом в выборе оптимальных методов является изучение закономерностей тех психических явлений, которыми мы стремимся распоряжаться, и становление поведения таким образом, чтобы оно соответствовало этим закономерностям и обстоятельствам, в которых мы хотим их приложить. Безгранично многообразны не только эти ситуации и обстоятельства, но и сущности воспитанников. При таком многообразии обстоятельств воспитания и воспитываемых личностей невозможно выбирать какие-либо общие методы воспитания.

Метод воспитания представляет собой довольно тонкий и эластичный инструмент прикосновения и руководства личностью, однако одновременно с этим он неизменно сконцентрирован на коллективе и употребляется с учетом его динамики, зрелости, организованности. Например, на определенном уровне его формирования самым целесообразным и продуктивным способом педагогического воздействия является решительное, непреклонное и обязательное требование, при этом несвоевременными будет лекция или диспут.

Выбор методов воспитания – это не произвольный акт. Он обязательно зависит от некоторых закономерностей, в ряду которых центральное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, а также конкретная педагогическая задача и ситуации ее разрешения, учет индивидуальных особенностей воспитанников.

Похожие публикации:

Методика формирования экологических представлений дошкольников в дидактической игре
Для обучения через игру и были созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. ...

Что понимается под физической готовностью
Общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6—7-летнего возраста в стране. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев ...

Психолого-педагогическая роль игры и игровой деятельности: исторический и современный аспект
Среди педагогических средств, интенсифицирующих учебную деятельность, ученые и педагоги особое внимание уделяют игровому обучению, учебной игре. Многие исследователи сходятся во мнении, что игра есть уникальный феномен общечеловеческой культуры. По мнению этнографов, социологов, игра стала местом п ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru