Образование » Стратегии воспитания в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха » Теоретические основы семейного воспитания детей с нарушенным слухом

Теоретические основы семейного воспитания детей с нарушенным слухом

В процессе формирования и развития личности семья занимает одно из важнейших мест. Воспитание в семье, как отмечали А.Р. Маллер (1986), А.А. Сагдуллаев (1990), М.М. Семаго (1991), Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина (1991, 2003), Т.Г Богданова и Н.В. Мазурова (1998) и другие, первично, значимо в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от близких взрослых. Наиболее важными факторами, влияющими на становление личности ребенка, являются атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями, позиция ребенка, структура семьи. В случаях, когда ребенок оторван от родителей и воспитывается в детском доме, у него снижаются темпы психического развития, тормозится интеллектуальное развитие. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям его психического развития.

Прежде чем рассмотреть особенности семьи, воспитывающей детей с нарушением слуха, мы обратим внимание на определение семьи, ее функции, ее структуру и ее понимание, как системы. Семья – это малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

При понимании семьи, как целостной системы Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина (2003) определяют положения, относящиеся к функционированию системных объектов:

- семья обладает сложным внутренним строением, своей психологической структурой и специфическими функциями;

- семейная система не является простой суммой составляющих ее элементов;

- каждый индивид семейной системы влияет на других индивидов и сам находится под их влиянием;

- семейная система обладает способностью к саморегуляции.

А.Г. Харчев (1979), Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина (2003), Т.В. Андреева (2004) и др. выделяют структуру семьи, семейные взаимодействия, семейные функции и жизненный цикл семьи.

Структура семьи включает ресурсы семьи и характеристику ее отдельных членов. Это вход системы, формирующий семейные, культурные и идеологические стили семьи и семейные взаимодействия. В процессе семейных взаимодействий семья выполняет свои функции и удовлетворяет свои потребности.

Семейные функции – это деятельность, которую семья выполняет, чтобы удовлетворить свои коллективные и индивидуальные потребности. Её семейные функции являются выходом системы. Наконец, семья как целое, постоянно изменяется по мере продвижения по стадиям своего жизненного цикла.

Выделяют следующие функции семьи: репродуктивную (продолжение рода), хозяйственную, восстановительную (организация досуга, рекреативная), воспитательную (Речицкая Е.Г., 2004). Между этими функциями существует тесная связь, взаимозависимость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказывается и на выполнении другой. Е.М. Мастюкова и А.Г. Московкина (2003) отмечают, что для семьи, воспитывающей ребенка с нарушением слуха важными являются коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабиталиционная.

Б.Д. Корсунская (1970), Э.И. Леонгард (1990), М.М. Семаго (1991), Е.И. Исенина (1999), Т.Г. Богданова и Н.В. Мазурова (1998), Е.М. Мастюкова и А.Г. Московкина (2004), Е.Г. Речицкая (2004) и другие в своих работах отмечают, что семья, воспитывающая ребенка с нарушением слуха, имеет ряд особенностей по сравнению с семьей, воспитывающей слышащего ребенка. Появление в семье физически или психически неполноценного ребенка связано со значительными эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Нарушается взаимодействие родителей с социумом (родственниками, знакомыми и т.д.), искажаются внутрисемейные супружеские отношения (особенно страдает позиция отца), нарушается дальнейшее репродуктивное поведение супругов, складываются неверные представления о больном ребенке, возможностях его лечения и воспитания.

В нашей стране проблемы семьи ребенка с проблемами в развитии рассматривались в работах Т.Г. Богдановой, Н.В. Мазуровой (1998), В.А. Вишневского, Б.А. Воскресенского (1985), Р.Ф. Майрамяна (1975), И.И. Мамайчук (2001) и др. В них отмечалась необходимость разработки специальных мер, направленных на реабилитацию детей с проблемами в развитии, а в рамках коррекции предлагалось консультирование родителей специалистами различных профилей (психологами, педагогами, врачами).

Таким образом, семья представляет собой целостную систему, звенья которой тесно взаимосвязаны. Ее роль в формировании личности неоспорима. Именно в семье формируется нравственный облик человека, и определяются особенности взаимоотношений с окружающими людьми в дальнейшем. И рождение ребенка с проблемами в развитии кардинально изменяет жизнь семьи, родители испытывают стресс и растерянность. Поэтому семья, воспитывающая ребенка с нарушением слуха, нуждается в поддержке общества и помощи специалистов.

Похожие публикации:

Генезис и развитие идеи толерантности в истории образования
Проблема толерантности является предметом изучения философии, социологии, психологии, этнографии, истории, религиоведения, культурологии и др. наук. Для педагогики она приобрела особое значение в последнее десятилетие в условиях гуманистического воспитания. Для истории педагогики идея толерантности ...

Гуманность как проявление гуманизма и как цель гуманизации
Гуманизм как социально-ценностный комплекс идей требует создания условий (политических, экономических, психологических, педагогических и др.) для свободного развития сущностных сил человека и творческой реализации его жизненных устремлений. Следовательно, гуманизм, являясь личностно ориентированной ...

Стили общения
Что же такое стиль педагогического общения, в чем его своеобразие, как он формируется? Об этом следует поговорить подробно. Для продуктивной коммуникативной деятельности педагог должен знать, что общение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент. Специфика педагог ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru