С целью изучения особенностей формирования у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией было организовано данное исследование, которое состояло из 3 этапов:
1 этап – констатирующий. На этом этапе проводилось изучение фонематического слуха у дошкольников со стёртой дизартрией.
2 этап – формирующий. Этап коррекционной работы.
3 этап – контрольный. На этом этапе изучались улучшения фонематического слуха после коррекционной работы, формирующего этапа.
Целью констатирующего эксперимента явилось выявление особенностей формирования у детей дошкольного возраста с со стёртой дизартрией.
Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Подобрать методические рекомендации по обследованию фонематического слуха у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией, подобрать дидактический речевой материал;
2. Организовать и провести обследование фонематического слуха у детей дошкольного возраста с со стёртой дизартрией;
3. Проанализировать результаты обследования и определить основные направления коррекционной работы по развитию фонематического слуха у данной категории детей.
Констатирующий эксперимент проходил в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении – «Детский сад № 2» г. Новоаннинский. В состав экспериментальной группы (ЭГ) вошли: 5 детей со стёртой дизартрией (по результатам ПМПК). В контрольную группу (КГ) вошли 5 детей без речевых нарушений. Возраст детей на момент обследования 5,5- 6 лет. По заключению врачей-специалистов все дети были с сохранным слухом, зрением и интеллектом.
В круг исследования включалось 10 детей дошкольного возраста (5 лет): из них 5 девочек и 5 мальчиков. Экспериментальную группу составили 10 детей, у которых зафиксировано стёртая (лёгкая) форма.
Исследование фонематического слуха (констатирующий эксперимент) проводилось в течение двух недель. Обследование фонематических процессов проходило в первую половину дня в кабинете логопеда индивидуально с каждым ребенком и фронтально, с группой детей (игра «Кто позвал»).
При обследовании детей учитывалось то, что часто дети с речевым недоразвитием с трудом вступают в контакт с посторонними людьми. И в нашем исследовании первоначально создавались эмоционально-положительные взаимоотношения с детьми.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ Новоаннинский детский сад № 2 «Солнышко» г. Новоаннинский Волгоградской области. В исследовании использовалась диагностика Архиповой Е.Ф. «Диагностика сформированности фонематического слуха у детей со стертой дизартрией»
Диагностика включает следующие пробы.
1) узнавание неречевых звуков;
2) различение высоты, силы, тембра голоса;
3) различение слов, близких по звуковому составу;
4) дифференциация слогов;
5) дифференциация фонем;
6) навыки элементарного звукового анализа.
При исследовании фонематического слуха используются задания, исключающие проговаривание, чтобы трудности звукопроизношения не влияли на качество его выполнения.
1. Узнавание неречевых звуков
Цель: Выявить у детей умение узнавать неречевые звуки.
2. Различение высоты, силы, тембра голоса
Цель: Исследовать у детей умение различать высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
3. Различение слов, близких по звуковому составу
Цель: Изучение навыков различения слов близких по звуковому составу.
4. Дифференциация слогов
Цель: Определить способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость - глухость, твердость - мягкость, свистящие шипящие и т.д.
5. Дифференциация фонем
Цели: 1. Исследование навыков дифференциации фонем.
2. Проверка готовности к формировании звукового анализа.
6. Навыки элементарного звукового анализа
Цель: Исследование умений и навыков выполнения элементарного звукового анализа.
Таблица 2.1
Сформированность фонематического слуха до коррекционной работы
Дети |
Проба 1 |
Проба 2 |
Проба 3 |
Проба 4 |
Проба 5 |
Проба 6 |
Общий результат | ||
Даша М. |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 | ||
Люба С. |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 | ||
Тимофей В. |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 | ||
Саша П. |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 | ||
Полина Н. |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 | ||
Марина К. |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 | ||
Влад П. |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 | ||
Илья Б. |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 | ||
Артём П. |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 | ||
Юля С. |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 | ||
Выявили влияние применения нетрадиционных форм утренней гимнастики на
воспитание интереса у дошкольников к физической культуре
Базой исследования являлись дети старшей - подготовительной группы МДОУ № 52 города Подольска, в количестве 20 человек. Нами были проведены диагностические беседы с детьми у которых были обнаружены незначительные и выраженные нарушения осанки в составе 20 человек. Мы использовали 2 диагностические ...
Модель инновационной воспитательной системы в условиях среднего профессионального образования
Современное состояние системы среднего профессионального образования претерпевает существенные изменения. Перед образовательными учреждениями встает задача по переходу на Федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования, содержание которого показывает необходимость обесп ...
Специфика использование проблемного обучение в детском саду
Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. Он сам, например, може ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.