Наиболее распространенные формы воспитательной работы в интернатных учреждениях для детей-сирот в конце XX в. - мероприятия (беседы, лекции, праздники, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и др.); дела (трудовые десанты, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел); игры (деловые, сюжетно-ролевые, спортивные, познавательные, игры на местности). Широко применяется методика коллективной творческой деятельности (КТД).
В начале нынешнего века прослеживаются тенденции качественного изменения задач, содержания, форм, методов, средств воспитательной работы, целью которой становятся:
правильная организация режима дня, который основан на индивидуально-личностном подходе;
деятельность, направленная на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей;
ценностно-ориентационная деятельность по формированию отношений к миру, убеждений, взглядов, усвоению нравственных и других норм жизни людей;
общественная деятельность, предполагающая участие воспитанников в органах управления школой-интернатом, различных ученических и молодежных объединениях, участие в трудовых, политических и других акциях и кампаниях;
эстетическая деятельность, развивающая художественный вкус, интересы, культуру, способности детей;
досуговая деятельность, в которую входит содержательный, развивающий отдых, свободное общение и в которой
инициатива по возможности должна принадлежать воспитанникам;
спортивно-оздоровительная деятельность;
трудовая деятельность.
В последние годы усиливается интерес общественности к проблемам интернатных учреждений, принят ряд правительственных документов, защищающих права ребенка, появились интересные публикации в печати. Начался процесс реформирования детских домов и школ-интернатов, был изменен возрастной ценз пребывания в них - от 1,5 до 18 лет. Стали создаваться условия для проживания детей, сохраняющих родственные связи, небольшими группами (по 10-12 человек), проводится работа по разукрупнению самих учреждений, организации жизнедеятельности воспитанников в разновозрастных группах, приближенных к условиям семейного воспитания.
Воспитательная работа строится на основе личностного (индивидуального), творческого, ценностного, деятельностного и дифференцированного подходов в воспитании. Основным принципом становится интерес к личности и индивидуальности воспитуемого. Воспитатели все чаще применяют методы гуманистической педагогики: коллективные творческие дела, ситуации морального успеха, самоанализ, самоконтроль, самонаблюдение, педагогическое сотрудничество и др. Большое внимание уделяется созданию комфортной психологической среды для развития личности воспитанников; их подготовке к самостоятельной семейной жизни. Содержание работы, взаимоотношения, всю атмосферу интернатного учреждения воспитатели стараются максимально приблизить к условиям жизни в благополучной семье.
Роль сказок в процессе обучения младших школьников
В психологических тренингах для педагогов и школьных психологов оказалось весьма продуктивным использование приемов работы и с любимыми и не любимыми сказками. Продуктивным, прежде всего в плане творческого переосмысления участниками не только своих отношений к героям сказки, но порой актуально сущ ...
Стратегии воспитания и проблемы взаимоотношений в семьях, имеющих детей с
нарушением слуха
Как отмечалось выше, психофизическое развитие ребенка с нарушением слуха в большей степени определяется условиями, которые могут создать родители в семье. Именно от атмосферы в семье, от отношения к ребенку с нарушением слуха, к его дефекту, от взаимоотношений родителей друг с другом, зависит адекв ...
Анализ практики организации музыкально-драматической деятельности учащихся
1-х классов
В целях определения степени подготовленности детей шестилетнего возраста (1 класс) к творческой музыкально-игровой деятельности, были проведены контрольные срезы в первых классах общеобразовательной школы №З г. Энергодара Запорожской области (всего охвачено 92 человека) с учетом ряда общих и специа ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.